Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Юриспруденция

В.Т. Батычко
Конспект лекций по Гражданскому процессуальному праву

Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008.

Предыдущая

ЛЕКЦИЯ 33: Третейское судопроизводство

33.2. Основные положения

В соответствии со ст. 3 ГПК подведомственный суду общей юрисдикции спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом. Кроме того, ст. 4 АПК право такого обращения предоставлено сторонам арбитражного разбирательства.

Данное положение закреплено в ФЗ от 24.07.02, где указывается, что на рассмотрение третейского суда могут передаваться любые споры, вытекающие из гражданских правоотношений.

Таким образом, можно выделить два условия подведомственности споров третейским судам, это характер правоотношения (гражданские правоотношения в узком смысле слова) и наличие соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда. Как следует из законодательства, такой признак, определяющий подведомственность, как субъектный состав, для третейского разбирательства не имеет значения, так как правом обращения в третейский суд обладают как стороны гражданского процесса (физические лица), так и стороны арбитражного процесса (организации и граждане-предприниматели). Однако полностью исключить его из третейского судопроизводства нельзя, потому что именно он будет определять порядок подачи заявления об отмене решения третейского суда.

Наиболее существенным условием права на обращение в суд является так называемое третейское соглашение или оговорка. Соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

Соглашение может быть принято сторонами даже в ходе разбирательства данного дела в суде общей или арбитражной юрисдикции, но до вынесения решения по делу.

Четкого соблюдения формы и содержания третейского соглашения требует ФЗ от 24.07.02. Оно должно быть заключено в письменной форме, либо содержаться в документе, подписанном сторонами (третейская оговорка), либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или иным средством электронной связи, обеспечивающей фиксацию такого соглашения.

Особое внимание надо проявлять при заключении третейского соглашения при определении того третейского суда, в который в дальнейшем стороны в случае возникновение конфликта собираются передать дело. В соглашении должно быть указано точное название третейского суда, а также его юридический адрес. На практике возникают случаи, когда стороны, нечетко определив третейский суд, использовали это для оспаривания компетенции того третейского суда, который принял дело к своему производству.

Постоянно действующие третейские суды образуются юридическими лицами и действуют при них. Одновременно с созданием постоянно действующего третейского суда утверждается список третейских судей, который имеет обязательный или рекомендательный характер для сторон, о чем указывается в правилах соответствующего суда.

Третейским судьей избирается или назначается физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

Для судьи, разрешающего спор единолично, обязательным является наличие высшего юридического образования.

Условия, при которых невозможно занятие места третейского судьи, предусмотрены ФЗ от 24.07.02. К ним относятся необладание полной дееспособностью, судимость или привлечение к уголовной ответственности, прекращение полномочий судьи общей или арбитражной юрисдикции, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью, обладание лицом должностным статусом, не позволяющим по закону его избрание (назначение) третейским судьей.

Количественный состав конкретного третейского суда не определен ФЗ от 24.07.02, в нем указывается лишь на то, что число судей должно быть нечетным.

В случае, если стороны не договорились об ином, разбирательство в третейском суде происходит по правилам постоянно действующего третейского суда либо определяется федеральным законом.

Основные положения третейского разбирательства, закрепленные в ФЗ от 24.07.02, позволяют говорить о наличии специфической процессуальной формы третейского разбирательства, которая хотя и имеет много общего с процессуальной формой судов общей и арбитражной юрисдикции, но тем не менее обладает существенными отличиями.

Прежде всего, это касается более широкого проявления принципа диспозитивности в третейском разбирательстве, в соответствии с которым, сторонам предоставляется свобода выбора процессуальной формы по многим вопросам (язык судопроизводства, состав суда, гласность разбирательства, ведение протокола).

Результатом третейского разбирательства является вынесение третейского решения, которое обязательно для сторон и подкреплено силой государственного принуждения при неисполнении. В случае заключения в ходе третейского разбирательства мирового соглашения сторонами последнее излагается в решении суда.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).

Похожие материалы:
Основные положения
Основные полномочия федеральной инспекции труда - Трудовой кодекс
Основные показатели эффективности инвестиционных проектов и методы их оценки
Основные положения арбитражного судопроизводства
Основные положения о заключении договора - ст.432 ГК РФ
Основные положения о полном товариществе



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру