В.Т. Батычко
История отечественного государства и права в вопросах и ответах Учебное пособие. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
22. Государственный строй России в период становления капиталистических отношений (начало XIX в.)
По форме правления Россия в первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией.
Во главе государственного аппарата стоял император, наделенный атрибутами абсолютного монарха. В своей деятельности по
управлению государством царь опирался на разветвленный чиновничий аппарат.
В качестве высшего совещательного органа до 1801 е действовал Совет при Высочайшем
дворе, в состав которого входили приближенные царя. В период
1801—1810 гг. функционировал Непременный совет, состоявший
из 12 представителей титулованной знати и выполнявший исключительно
совещательные функции. В 1810 г. царским манифестом был учрежден Государственный
совет — высший законосовещательный орган Российской Империи.
Председателем Государственного совета был император; в
случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов
Государственного совета. В состав Совета входили назначаемые императором высшие
государственные чиновники и помещики. Общая численность этого органа в
различные годы составляла 40—80 человек.
Государственный совет состоял из пяти департаментов:
законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел
царства Польского. Делопроизводство осуществлялось канцелярией, возглавляемой
государственным секретарем. Государственный совет был ликвидирован в 1917г.
Со второй четверти XIX в.
законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии. Собственная Его
Императорского Величества канцелярия постепенно становилась органом,
возглавившим систему центральных органов государственного управления. Она
состояла из шести отделений, которые, в свою очередь, подразделялись на
экспедиции. Канцелярия держала царя в курсе всех вопросов государственного
управления.
С созданием новых центральных органов управления роль сената
уменьшилась. Он окончательно утверждается в качестве высшего судебного
учреждения страны. Департаменты сената становятся высшими апелляционными
инстанциями для судов губерний.
В 1802 г. началась министерская реформа. В
соответствии с царским манифестом «Об учреждении министерств» вместо коллегий
образовывались министерства: военно-сухопутных сил, военно-морских сил,
иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного
просвещения. Министерства управлялись по принципу единоначалия. Министрам
вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им
министерств. Министры должны были ежегодно представлять в сенат отчет о своей
деятельности, но фактически они были ответственны перед императором.
Министры и товарищи министров (помощники) назначались
императором, другие высшие чиновники — императором по представлению министра,
низшие назначались министрами. Аппарат министерств подразделялся на департаменты
и канцелярии.
Для решения межведомственных вопросов одновременно с
созданием министерств был образован Комитет министров. Председательствовал
на его заседаниях император. В состав Комитета входили министры,
главноуправляющие на правах министров, председатель Государственного совета,
председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и
другие чиновники в соответствии с назначением императора.
В 1812 г. было принято Учреждение Комитета министров. В
соответствии с этим актом Комитет министров являлся центральным органом
управления общей компетенции, в которую входили рассмотрение вопросов
управления государством, проектов законов, материалов в отношении должностных
лиц, заслушивание ежегодных отчетов министров и т. д.
С усилением роли канцелярии значение Комитета министров
стало падать.
В первой половине XIX в. были
упразднены верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя
расправа. Палаты уголовного и гражданского суда в губерниях стали судами
второй инстанции. Палата гражданского суда также выполняла
некоторые нотариальные функции.
С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой
несостоятельности и т. д. Среди других ведомственных судов можно отметить: военные,
морские, горные, лесные, путей сообщения, духовные и волостные
крестьянские суды. В столицах были созданы надворные суды, рассматривавшие дела всех сословий.
В 1802 г. было образовано Министерство юстиции, на которое возлагалось судебное управление.
В 1802 г. создано Министерство внутренних дел. Одной из его функций являлось руководство деятельностью местных
административно-полицейских учреждений. С период с 1811 по 1819 г. в России существовало Министерство полиции, состоявшее из министра, двух канцелярий и трех
департаментов (полиции исполнительной, хозяйственной и медицинской). В 1819 г. данное министерство было объединено с Министерством внутренних дел.
В 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция. В 1826 г. по указу Николая I было создано Третье отделение Собственной
Его Императорского Величества канцелярии. Третье отделение имело
функции политического сыска: борьба с революционерами и сектантами; высылка и
размещение подозрительных людей; управление тюрьмами; наблюдение за всеми
иностранцами в государстве. Исполнительным органом Третьего отделения был
созданный в 1827 г. жандармский корпус.
В 1837 г. в связи с делением уездов на более мелкие
административно-территориальные единицы — станы была
реорганизована система полицейских органов. Появилась полицейская должность станового
пристава. Он назначался губернатором из кандидатов, представленных
местным дворянством. Становой пристав подчинялся земскому исправнику, нижнему
земскому суду и уездному полицейскому управлению. В своей деятельности он
опирался на сельскую выборную полицию и вотчинную полицию помещиков. Должность
станового пристава была ликвидирована в 1917 г.
Армия строилась на
организационно-правовых началах, заложенных еще Петром I.
Передовые военные идеи развивались такими полководцами, как Румянцев, Суворов,
Кутузов. Русская армия в этот период оставалась одной из самых сильных в
Европе. После Отечественной войны 1812г. российский император Александр I возглавил антифранцузскую коалицию европейских держав.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Государственный строительный
надзор
Государственный портовый контроль за судами - Кодекс торгового мореплавания
Государственный портовый
контроль
Государственный таможенный комитет РФ
Государственный финансовый контроль (Батычко В.Т., 2009)
Государство в качестве субъекта международного частного права
|