В.Т. Батычко
История отечественного государства и права в вопросах и ответах Учебное пособие. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
14. Сословно-представительная монархия (XVI—XVII вв.)
Создание централизованного Русского государства
способствовало укреплению позиций господствующего класса феодалов. В XVI—XVII вв. феодалы постепенно
объединялись в единое сословие, было завершено всеобщее закрепощение крестьян.
Создание единого государства дало необходимые ресурсы для
активной внешней политики. В середине XVI в. Россией
были завоеваны Казанское и Астраханское ханства, а Ногайская орда (Приуралье)
признала вассальную зависимость от России. Далее в состав России вошли
Башкирия, Среднее и Нижнее Поволжье и часть Урала. В 1582 г. началось покорение Сибири, и к концу XVII в. вся Сибирь была
присоединена к России. В 1654 г. Украина воссоединилась с Россией. Таким
образом формировался многонациональный состав Русского государства. К XVII в. Россия по своей территории и численности населения
стала крупнейшим в мире государством.
В середине XVI в. происходящие
социально-экономические и политические процессы обусловили изменение формы
правления Русского государства на сословно-представительную монархию, что выразилось прежде всего в созыве сословно-представительных органов — земских
соборов. Сословно-представительная монархия существовала в
России до второй половины XVII в., когда ее сменила
новая форма правления — абсолютная монархия.
Начиная с 1547 г. глава государства стал именоваться царем.
Изменение титула преследовало следующие политические цели: укрепление
власти монарха и ликвидацию основ для притязаний на престол со стороны бывших
удельных князей, так как титул царя передавался по наследству. В конце XVI в. сложился порядок избрания (утверждения) царя на
Земском соборе.
Царь как глава государства обладал большими полномочиями в
административной, законодательной и судебной сферах. В своей деятельности он
опирался на Боярскую думу и земские соборы.
В середине XVI в. царь Иван IV Грозный провел судебную, земскую и военную реформы, направленные
на ослабление власти Боярской думы и укрепление государства. В 1549 г. была учреждена Избранная рада, членами которой являлись доверенные лица,
назначаемые царем.
Централизации государства способствовала и опричнина. Ее
социальной опорой было мелкое служилое дворянство, пытавшееся захватить земли
княжеско-боярской аристократии и усилить свое политическое влияние.
Боярская дума формально сохранила свое
прежнее положение. Это был постоянно действующий орган, наделенный
законодательными полномочиями и решающий вместе с царем все важнейшие вопросы.
В состав Боярской думы входили бояре, бывшие удельные князья, окольничьи,
думные дворяне, думные дьяки и представители городского населения. Хотя
социальный состав Думы и изменился в сторону увеличения представительства
дворянства, она продолжала оставаться органом боярской аристократии.
Особое место в системе органов государственного управления
занимали земские соборы. Они созывались с середины XVI до середины XVII в. Их созыв
объявлялся специальной царской грамотой. Земские соборы включали в себя Боярскую
думу, Освященный собор (высший коллегиальный орган православной
церкви) и выборных представителей от дворян и городского
населения. Противоречия, которые существовали между ними, способствовали
усилению власти царя.
Земские соборы решали основные вопросы государственной
жизни: избрание или утверждение царя, принятие законодательных актов, введение
новых налогов, объявление войны, вопросы внешней и внутренней политики и т. д.
Вопросы обсуждались по сословиям, но решения должны были приниматься всем
составом Собора.
Система приказов как органов управления
продолжала развиваться, и к середине XVII в. общее
число приказов достигло 90.
Для работы приказов характерен жесткий бюрократический
стиль: строгое подчинение (по вертикали) и следование инструкциям и
предписаниям (по горизонтали).
Возглавлял приказ начальник, назначаемый
из числа бояр, окольничьих, думных дворян и дьяков. В зависимости от
деятельности приказа начальниками могли быть: судья, казначей, печатник,
дворецкий и т. д. Ведение делопроизводства возлагалось на дьяков. Техническую и канцелярскую работу осуществляли подьячие.
Вопросами организации государственной службы и
финансирования госаппарата занимались приказ Большого прихода, Разрядный,
Поместный и Ямской приказы.
Структурным подразделением приказа являлся стол, специализировавшийся в своей деятельности по отраслевому или
территориальному принципу. Столы, в свою очередь, разделялись на повытья.
Разрядный приказ ведал государственной
службой, управлял засечной, сторожевой и станичной службой, обеспечивал
служилых людей земельным и денежным жалованьем, назначал воевод и их помощников
и т. д. Поместный приказ решал вопросы, связанные с
поместным и вотчинным землевладением, а также осуществлял суд по земельным
делам. Ямской приказ выполнял функции по организации
ямской гоньбы и полицейско-надзорные функции за перемещением лиц и грузов. В
компетенцию приказа Большого прихода входил сбор
общегосударственных налогов и пошлин. Территориальные приказы по сбору налогов
и Земский приказ ведали сборами в столице и ее пригородах.
Чеканкой монеты занимался Денежный двор, подчиненный приказу
Большой козны.
Существовали и другие приказы: Разбойный приказ,
Приказ сбора пятинных и запросных денег, Аптекарский приказ, Печатный приказ
и пр.
Во второй половине XVI в. земские и губные избы становятся основными органами управления
на местах. Земские избы избирались тяглым населением посадов и волостей на 1—2
года в составе земского старосты, дьячка и целовальников. Земские органы
содержались за счет, местного населения. Эти органы осуществляли финансовые,
судебные и полицейские функции.
Губные избы становятся основными органами управления в
уездах. Они выполняли полицейские и судебные функции. Возглавлял избу
избираемый населением староста, судопроизводство возлагалось также на
целовальников, дьяков и подьячих. Губные избы находились в непосредственном
подчинении Разбойного приказа.
В начале XVII в. была проведена реорганизация
местного управления. Административные, полицейские и военные
функции возлагались на назначаемых центральной властью воевод. Им же стали подчиняться земские и губные избы, городовые приказчики.
Воеводы в своей деятельности опирались на специально созданный аппарат — приказные
избы, в состав которых входили дьяки, приставы, приказчики,
рассыльщики и другие должностные лица. Воевода назначался Разрядным приказом,
утверждался царем и Боярской думой. Срок службы воеводы составлял 1—3 года.
В рассматриваемый период была проведена реформа вооруженных
сил:
-
продолжалось упорядочение организации дворянского ополчения;
-
было создано постоянное стрелецкое войско.
С начала XVII в. появляются постоянные
полки: рейтарские, пушкарские, драгунские и т. д. Эти полки были
прообразом постоянной и регулярной армии, сформировавшейся в России только в XVIII в.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Сортировщик-сдатчик металла
Сортировщик-сборщик лома и отходов металла (Выпуск №7 ЕТКС)
Сортировщик-разборщик чая
Сословное законодательство второй половины XVIII в.
Состав административного правонарушения (Батычко В.Т., 2008)
Состав бюджетной классификации Российской
Федерации
|