В.Т.Батычко
Административное право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.
Лекция 8. Административная ответственность
8.3. Состав административного правонарушения
Для отграничения правонарушений
друг от друга, правильной квалификации содеянного теорией права введено понятие
«состав правонарушения».
Состав административного
правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии
которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает
административная ответственность.
Иными словами, только при наличии
определенных юридических элементов в деянии нарушитель будет нести административную
ответственность. Этими элементами выступают объект, объективная сторона,
субъект и субъективная сторона административного правонарушения.
Объект административного
правонарушения — это совокупность общественных отношений, охраняемых
административно-деликтным правом.
Общим объектом
административного правонарушения выступают общественные отношения,
возникающие в области государственного управления.
Родовой объект —
группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель.
Особенная часть КоАП РФ построена следующим образом: конкретные правонарушения
входят в одну из глав данной части, поскольку они собраны по родовому признаку.
В качестве родового объекта выступают права граждан; общественная безопасность
и общественный порядок; общественные отношения в области государственного управления,
в области предпринимательской деятельности, в области охраны окружающей
природной среды, в области финансов, таможенного дела и др.
Видовой, или
непосредственный, объект — конкретное общественное отношение, которому
причиняется или может быть причинен вред. Например, ст. 20.1 КоАП РФ
устанавливает наказание за мелкое хулиганство, которое может проявляться в
выражении нецензурной бранью в общественных местах. В данном случае причиняется
вред общественному порядку, чести, достоинству и спокойствию граждан. Каждый из
перечисленных объектов является непосредственным объектом.
Необходимо подчеркнуть, что
объектом посягательства административных правонарушений всегда являются
общественные отношения, а не вещи материального мира (предметы, деньги, ценности,
товары и т.д.).
Вещи материального мира выступают
предметами и орудиями административного правонарушения.
Объективная сторона
административного правонарушения — это видимая сторона
административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы:
как? каким способом? когда ? где ? с помощью каких средств совершено
правонарушение ?
Объективная сторона характеризуется
противоправным действием (активным волевым поведением) или бездействием (волевым
пассивным поведением).
Кроме этих элементов, при
квалификации могут играть роль место, время, способ и другие обстоятельства.
В зависимости от оконченности
правонарушения различают формальный состав, который сконструирован так, что для
квалификации деяния достаточно установить факт противоправного деяния (при этом
обязательность наступления вреда (ущерба) не требуется), и материальный состав.
Для квалификации деяния, имеющего
материальный состав, необходимо установить, помимо действия или бездействия,
наступление вредных последствий и причинную связь между ними.
Указание на последствия в
некоторых случаях может быть основанием, усиливающим административную
ответственность, или основанием для привлечения к уголовной ответственности.
Большинство административных
правонарушений имеют формальный состав.
Субъект административного
правонарушения — это индивид или организация (коллектив людей),
совершившие административное правонарушение.
Индивид—это физическое лицо,
вменяемое, достигшее возраста наступления административной ответственности и
совершившее административное правонарушение. При этом под вменяемостью
понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен
отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения
административного правонарушения.
Административную ответственность
несет нарушитель, который к моменту совершения административного правонарушения
достиг 16-летнего возраста (общее правило).
Организация приобретает
административную деликтоспособность с момента государственной регистрации в
качестве юридического лица.
Помимо общего субъекта
определяются:
-
специальный субъект — правонарушитель, обладающий
специальными признаками (должностное лицо, несовершеннолетний, родители
несовершеннолетних детей, иностранный гражданин или лицо без гражданства,
иностранное юридическое лицо и т. д.);
-
особый субъект — лицо, совершившее административный
проступок, но который, как правило, несет не административную, а дисциплинарную
ответственность, устанавливаемую дисциплинарными уставами.
В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ
к такому роду субъектов можно отнести военнослужащих и призванных на военные
сборы граждан, которые несут ответственность в соответствии с дисциплинарными
уставами. Сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных
органов налоговой полиции и таможенных органов на общих основаниях несут
административную ответственность лишь за некоторые административные
правонарушения, установленные КоАП. В остальных случаях их ответственность
регламентирована нормативными актами, устанавливающими порядок прохождения
службы в указанных органах. В то же время к указанным лицам, согласно КоАП, не
может быть применен такой вид административного наказания, как административный
арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того,
административный штраф.
Субъективная сторона
административного правонарушения — внутренняя сторона противоправного
посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотивы цель:
— вина — это
психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.
Формы вины — умысел и
неосторожность.
Умысел — заранее
обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния,
предвидит наступление его вредных последствий, желает их наступления (прямой
умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный
умысел).
Неосторожность в
свою очередь может проявляться как:
— небрежность. Правонарушитель не
осознавал, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя
должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела;
— самонадеянность. Правонарушитель
осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных
последствий.
Кроме вины как основного признака,
в субъективную сторону правонарушения включаются также:
— мотив — внутреннее
побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить
правонарушение);
— цель — конечный
результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится,
совершая правонарушение).
Таким образом, если в деянии лица
усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается
административному наказанию. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов
не дает основания для привлечения нарушителя к административной
ответственности.
Знание вопросов
юридического состава административного правонарушения имеет практическое
значение, поскольку, с одной стороны, оно позволяет отличить и правильно квалифицировать
административный проступок, приводит к реализации принципа неотвратимости
наказания и, с другой стороны, позволяет избежать необоснованного привлечения
лица к административной ответственности.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Сословное законодательство второй половины XVIII в.
Сословно-представительная монархия (XVI—XVII вв.) (Батычко В.Т., 2009)
Сортировщик-сдатчик металла
Состав бюджетной классификации Российской
Федерации
Состав бюджетов государственных внебюджетных
фондов - ст.144 БК РФ
Состав земель в Российской
Федерации
|