В.Т. Батычко
Земельное право в вопросах и ответах Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.
6. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений
Определение
полномочий Российской Федерации в области земельных отношений основано на
Конституции РФ и содержит несколько главных положений, вытекающих из общих
полномочий Российской Федерации.
Так, согласно
ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации находятся, в том числе,
принятие и изменение федеральных законов, контроль за их соблюдением;
федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод
человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти;
федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ
федеральной политики и федеральные программы в области государственного,
экономического, экологического, социального, культурного и национального
развития РФ; установление правовых основ единого рынка; федеральный бюджет;
федеральные налоги и сборы; федеральные энергетические системы, ядерная
энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения,
информация и связь; деятельность в космосе; внешняя политика и международные
отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;
внешнеэкономические отношения РФ; оборона и безопасность; оборонное
производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов,
военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ,
наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита
государственной границы, территориального моря, воздушного пространства,
исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; гражданское
законодательство; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая
система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования
географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.
Установленные
Конституцией полномочия Российской Федерации служат основой определения
полномочий РФ в области земельной политики, а также управления и распоряжения
землями, находящимися в федеральной собственности.
Поскольку
единообразное проведение земельной реформы и дальнейшее поддержание
установленного земельного режима - обязанность Российской Федерации, то она
также должна обеспечивать общегосударственную земельную политику, разрабатывать
и реализовывать федеральные программы по использованию и охране земель. В целом
к компетенции Российской Федерации относится определение общего порядка
государственного управления земельным фондом. Поэтому на уровне Российской
Федерации принимаются федеральные законы, обязательные к исполнению всеми
субъектами РФ, Российская Федерация устанавливает федеральные органы
исполнительной власти, которые от имени Российской Федерации осуществляют
государственное управление всеми землями в Российской Федерации, а также
осуществляют владение, пользование и распоряжение федеральными землями
постольку, поскольку к полномочиям Российской Федерации относится также
федеральная государственная собственность и управление ею.
Полномочие по
установлению ограничений прав собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также
ограничений оборотоспособности земельных участков основано на общих положениях
Конституции РФ, согласно которым условия и порядок пользования землей
определяются на основе федерального закона (ст. 36). В Российской Федерации
признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не
должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17). Иностранные граждане и
лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут
обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев,
установленных федеральным законом или международным договором РФ (ст. 62).
Те же
полномочия Российской Федерации в области ограничения прав собственников,
землевладельцев и землепользователей согласуются и с положениями гражданского
законодательства, устанавливающего основы законодательного ограничения
гражданских прав. Так, согласно ст. 212 ГК РФ особенности приобретения и
прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и
распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности
гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации,
субъекта РФ или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Законом согласно той же статье определяются виды имущества, которые могут
находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В связи с
тем, что Российская Федерация осуществляет государственное управление земельным
фондом, а также обладает правом собственности на землю, комментируемой статьей
за Российской Федерацией закреплены полномочия по установлению правовых основ и
порядка разграничения государственной собственности на землю, а также
установление порядка изъятия (выкупа) земель для государственных и
муниципальных нужд и изъятие (выкуп) земель для нужд Российской Федерации.
За период
времени, когда федеральным законодательством не были закреплены четкие основы
разграничения государственной и муниципальной земельной собственности,
некоторые субъекты РФ сделали попытку осуществить это своим законодательством.
При этом разграничение осуществлялось с нарушением прав Российской Федерации. С
принятием ЗК РФ известны полномочия и права Российской Федерации в этой
области.
Согласно
полномочиям, закрепленным Конституцией за Российской Федерацией (ст. 71, 72, 76
и др.), за ней, помимо перечисленных, закреплены также полномочия по принятию
федерального законодательства в области регулирования земельных отношений и
контроль за его соблюдением; регулирование и защита прав и свобод человека и
гражданина, в том числе национальных меньшинств в области земельных отношений,
а также другие известные полномочия: по определению основ землеустройства,
ведения земельного кадастра, контроля за соблюдением земельного режима, охрана
земель. Ряд этих полномочий, закрепленных в том числе данной статьей,
закреплены исключительно за Российской Федерацией, часть осуществляется
Российской Федерацией совместно с субъектами РФ на основе ст. 72 Конституции.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Полномочия Российской
Федерации в области земельных отношений
Полномочия Президиума Верховного Суда
Российской Федерации при пересмотре судебных решений в порядке надзора - ст.412.11 УПК РФ
Полномочия Президиума Верховного Суда
Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора
Полномочия Российской Федерации по формированию
доходов бюджетов
Полномочия арбитражного суда апелляционной
инстанции - Арбитражный процессуальный кодекс
Полномочия арбитражного суда кассационной
инстанции
|