В.Т. Батычко
Земельное право в вопросах и ответах Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.
44. Правовой режим земель водного фонда
Базовый акт
водного законодательства – ВК РФ, согласно которому воды считаются важнейшим
компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным
ресурсом. Они используются и охраняются как основа жизни и деятельности
народов, проживающих на территории Российской Федерации, обеспечивают
экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование
животного и растительного мира.
Подобно
лесному законодательству, водное законодательство взаимодействует с нормами
международного права (являющимися составной частью российской правовой
системы), с гражданским, санитарным, земельным, административным, финансовым
законодательством. В частности, отношения, связанные с использованием воды,
изъятой из водных объектов, регламентируются не водным, а гражданским и иными
отраслями законодательства.
Объектом
водных отношений согласно ст. 7 ВК РФ считается водный объект или его часть.
Поверхностные воды и земли, покрытые ими, и сопряженные с ними дно и берега
водного объекта рассматриваются как единый водный объект (поэтому проблемы
регулирования водных отношений тесно связаны с проблемами земельного права).
Совокупность
водных объектов в пределах территории Российской Федерации, включенных или
подлежащих включению в государственный водный кадастр, образуют водный фонд.
Как и земельный кадастр, государственный водный кадастр - это свод данных о
водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о
водопользователях. Кадастр ведется в России по единой системе и основывается на
данных государственного учета вод.
Поскольку
порядок использования и охраны земель водного фонда определяется ЗК РФ и водным
законодательством (п. 4 ст. 102 ЗК РФ), важно понять взаимодействие этих
отраслей российского законодательства и сопоставить нормы ЗК и ВК.
Объектами
водных отношений являются наряду с другими обособленные водные объекты -
замкнутые, небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие
гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные
размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством.
Понятие
обособленного водного объекта является важным для определения его режима:
обособленный водный объект относится к недвижимому имуществу и является
составной частью земельного участка. Если продажа, залог и совершение других
сделок, которые могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются, то
обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в
порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством (ст. 12 - 22
ВК РФ).
Разграничение
полномочий между РФ и ее субъектами в области земельных и водных отношений (а
они, как следует из законодательства, немаловажны для надлежащей организации
земельных отношений - ст. 9 - 10 ЗК) определяется земельным и водным
законодательством, а при необходимости - заключенными в соответствии с ними
договорами. В РФ устанавливается государственная собственность на водные
объекты, которая может быть федеральной или субъекта РФ[88].
Муниципальная
и частная собственность допускается на обособленные водные объекты. Изменение
русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет
изменения формы и вида собственности на водный объект. В муниципальной
собственности - городских и сельских поселений, других муниципальных
образований - находятся воды, предназначенные для местных, муниципальных нужд;
ими управляют органы местного самоуправления (ст. 39, 40 ВК РФ).
В ст. 12 ВК
РФ предусматривается следующее.
Собственники,
владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным
объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в
какой это не нарушает права и законные интересы других лиц.
Собственники,
владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным
объектам, не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов
для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных
законодательством РФ.
Водопользователь-гражданин
может использовать водные объекты для собственных нужд свободно. Для
осуществления предпринимательской деятельности гражданин, а также
водопользователь - юридическое лицо вправе использовать водные объекты только
после получения лицензии. Право на получение лицензии возникает у гражданина с
наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении им возраста 18 лет, а у
юридического лица - с момента его государственной регистрации.
Каждый может
пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если
иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу
договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или
краткосрочное пользование, могут быть ограничены также на основании судебного
решения, в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Водные
сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота,
использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных
средств.
[88] См.: Комментарий к Федеральному
закону "О разграничении государственной собственности на землю" / Под
ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2003.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Правовой режим государственных внебюджетных фондов
Правовой режим Арктики и Антарктики (Батычко В.Т., 2011)
Правовой нигилизм: понятие, формы проявления и пути преодоления
Правовой режим земель запаса
Правовой режим земель лесного фонда (Батычко В.Т., 2007)
Правовой режим земель поселений
|