В.Т. Батычко
Земельное право в вопросах и ответах Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.
41. Земли историко-культурного назначения
Правовой
режим земель историко-культурного назначения зависит от масштаба объектов
культурного российского и мирового наследия и достопримечательных мест, которые
могут быть федерального, субъекта РФ и местного уровня и объявляются таковыми,
соответственно, исполнительными органами государственной власти РФ и субъектов
РФ либо органами местного самоуправления по согласованию с Минкультуры России и
Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры, их органами и
организациями.
В пределах
указанных в комментируемой статье зон могут запрещаться производство земляных,
строительных и других работ и иная хозяйственная деятельность без разрешения
органов охраны памятников и Минкультуры России. Проекты районной планировки,
генеральные планы городов, поселков городского типа и сельских населенных
пунктов, проекты детальной планировки и застройки должны предусматривать
охранные зоны, зоны регулируемой застройки и зоны охранного природного
ландшафта в соответствии с ЖК РФ и Градостроительным кодексом РФ.
К
ограничениям, связанным с обеспечением землепользования, относится право
исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления
частично или полностью запрещать движение транспортных средств по дорогам,
прилегающим к памятникам истории и культуры или пролегающим через охранные
зоны, если создается угроза существования памятника.
К землям историко-культурного
назначения могут быть отнесены ансамбли и комплексы памятников, представляющие
научную, художественную или иную культурную ценность. Они могут быть объявлены
историко-культурными заповедниками (Владимиро-Суздальский музей, Соловецкие острова,
Кижи, Бородинское поле, Куликовское поле, Московский Политехнический музей,
Новодевичье кладбище, Воробьевы (Ленинские) Горы, Московский Кремль), охрана и
использование земель которых осуществляются на основании особого о каждом из
них положения.
Могут быть
объявлены заповедными отдельные территории городов и других населенных пунктов,
имеющие историческую ценность, а также памятные места, связанные с важнейшими
историческими событиями. Решение об этом принимают исполнительные органы
государственной власти субъектов РФ по согласованию с Минкультуры России и
Всероссийским обществом охраны памятников, их органами, учреждениями и
организациями.
Может
устанавливаться особый режим и осуществляться повышенная охрана земель
произведений садово-паркового искусства и природных ландшафтов, отнесенных к
памятникам истории и культуры или связанных с ними[77].
К землям
историко-культурного назначения могут быть отнесены согласно ст. 9 Федерального
закона от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» (в ред. от
22.08.2004)[78]
земли, на которых расположены места традиционного бытования народных
художественных промыслов в порядке, устанавливаемом земельным законодательством
РФ и законодательством субъектов РФ. Отдельные земли историко-культурного
назначения могут быть изъяты из хозяйственного использования, включая земли, на
которых и в которых располагаются историко-культурные объекты, подлежащие
исследованию и консервации.
Особенности
правового режима земель историко-культурного назначения регулируются Федеральным
законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках
истории и культуры) народов Российской Федерации» (в ред. от 22.08.2004[79] и иным
федеральным законодательством, в котором даются определение и классификация
памятников, предусматриваются обязанности исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по
сохранению памятников и соответствующих земель.
Порядок
использования земель историко-культурного назначения определяется в
Градостроительном кодексе РФ[80],
а также строительными нормами и правилами (СНиП 2.07.01-89) и решениями органов
об объявлении объектов памятниками истории и культуры, достопримечательными
местами.
Государственным
органом охраны памятников признается Минкультуры России и находящиеся в его
ведении федеральные службы и федеральные агентства, которые осуществляют также
государственный контроль за охраной и использованием памятников в соответствии
с положениями о Министерстве, службах и агентствах, утвержденными постановлениями
Правительства РФ.
[77] Подробнее см.: Емельянова В.Г. Охрана
заповедников, заказников, памятников природы. М., 1975.
[78] СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 234; 2004. №
35. Ст. 3607.
[79] СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519; 2003. №
9. Ст. 805; 2004. № 35. Ст. 3607.
[80] См.: Крассов О.И. Комментарий
к Градостроительному кодексу Российской Федерации. М.: Юристъ, 2001;
Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации / Под ред.
С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2005.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Земли запаса
Земли для обеспечения космической деятельности - Земельный кодекс
Земли для обеспечения космической деятельности
Земли историко-культурного назначения
Земли лесного фонда - Земельный кодекс
Земли лечебно-оздоровительных местностей и
курортов
|