В.Т. Батычко
Земельное право в вопросах и ответах Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.
42. Особо ценные земли
Подобная
категория земель не предусматривалась в ЗК РСФСР и ранее рассматривалась лишь
применительно к землям сельскохозяйственного назначения, имеющим повышенные
особо ценные свойства почвы[81].
Новая категория "особо ценные земли" примыкает к землям
историко-культурного назначения, предусмотренных в ст. 99 ЗК, может быть
связана с выполнением Россией своих международным обязательств, с инициативой и
творчеством субъектов РФ, муниципальных образований.
Особо ценными
землями могут считаться, например, земли с трехсотлетними дубами, под которыми,
по преданию, сидел Петр Великий перед Полтавской битвой (Белгородская область);
с прудом, в котором утопилась бедная Лиза из романа Н.М. Карамзина (Калужская
область); с последней межой индивидуального хозяйства перед коллективизацией
1930-х г. (Костромская область); с Домом Павлова и Мельницей - последними
оборонительными точками Сталинградской битвы (г. Волгоград).
Логика
изложения и разъяснения данной статьи может соответствовать аналогичным
конструкциям предыдущих статей ЗК с перечислением объектов регулирования (п.
1), субъектов - участников устанавливаемых правоотношений (п. 2) и их
обязанностей, особенностей режима использования и охраны и возможных
ограничений (объективной и субъективной стороны).
Предстоит
дальнейшее нормативно-правовое регулирование и конкретизация применения порядка
объявления и использования особо ценных земель. Ранее подобное понятие носило
обобщенный характер и использовалось для обозначения всех имеющих неординарный
характер земель[82].
Перемещение,
изменение или уничтожение указанных в комментируемой статье объектов должны
осуществляться с особого в каждом случае разрешения компетентного органа в
зависимости от значения объекта, служащего основанием для объявления земель
особо ценными. Землеобладатели, получившие такое разрешение, обязаны за свой
счет обеспечить соблюдение условий, предусмотренных в разрешении, а
соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления вправе
проконтролировать их выполнение.
Мелиоративные,
дорожные и иные работы, которые могут создавать угрозу упомянутым в статье
объектам, должны, по-видимому, осуществляться по согласованию с
соответствующими органами и после осуществления мероприятий по сохранению этих
объектов. Землеобладатели в случае обнаружения в процессе работ археологических
и других объектов, представляющих особую ценность, обязаны сообщать об этом
государственным и муниципальным органам и приостанавливать дальнейшее ведение
работ.
Уполномоченные
государственные органы должны быть наделены правом приостанавливать
строительные и иные работы в случаях возникновения в процессе этих работ
опасности для представляющих особую ценность объектов. Работы надо возобновлять
с разрешений этих органов после устранения возникшей опасности или допущенного
нарушения правил их охраны.
Особые
требования предъявляются к ведению раскопок и разведок памятников археологии.
Такая деятельность допускается при наличии разрешений (открытых листов),
выдаваемых и регистрируемых в установленном законодательством порядке.
Учреждения, организации и граждане, ведущие археологические работы, обязаны
обеспечивать сохранность редких геологических образований и иных памятников и
объектов, представляющих интерес и основание для объявления земель особо
ценными.
Возможно
распространение на особо ценные земли особенностей платы за земли
историко-культурного назначения, установленных в Основах законодательства
Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1[83].
Предприятия, учреждения, организации (кроме бюджетных), расположенные на
исторических территориях, в охранных зонах памятников, отчисляют на специальные
счета государственных органов по учету, использованию и реставрации памятников
фиксированные платежи, устанавливаемые органами управления тех уровней, в
собственности которых находятся особо ценные объекты и закрепленные за ними
исторические территории и охранные зоны (ст. 53).
Проводимая в
стране административная реформа увеличила компетенцию муниципальных
образований. В Федеральных законах от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 21.12.2004 №
172-ФЗ, от 28.12.2004 № 186-ФЗ, от 29.12.2004 N 191-ФЗ предусматриваются
значительные полномочия органов местного самоуправления в области использования
и охраны земель, охраны окружающей среды, памятников истории и культуры,
усиления муниципального экологического контроля.
[81] См.: Комментарий к Федеральному
закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" / Под
ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2003.
[82] См.: Земельное право: Учебник для
вузов / Отв. ред. С.А. Боголюбов. М.: Проспект, 2004.
[83] ВСНД и ВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Особо охраняемые водные объекты
Особо опасные, технически
сложные и уникальные объекты - Градостроительный кодекс
Особенность морского залога на судно
Особо ценные земли
Особые условия
издательского лицензионного договора - ст.1287 ГК РФ
Особые условия буксировки после наступления
сроков прекращения обязательного приема буксируемых объектов для буксировки
|