В.Т. Батычко
Земельное право в вопросах и ответах Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.
39. Земли природоохранного назначения
В статье 97
ЗК РФ даются понятие, особенности режима и состав земель природоохранного
назначения, предусматриваются их охрана и использование, которые должны
осуществляться в соответствии с федеральными законами - ЛК и ВК, о животном
мире и др. Наиболее распространенными являются водоохранные зоны рек и иных
водоемов, которые устанавливаются для поддержания водных объектов в надлежащем
состоянии, для предотвращения их загрязнения, засорения и истощения, для
сохранения среды обитания животного и растительного мира. В них вводится особый
правовой режим использования земель; эти зоны являются способом, мерой охраны земельных
участков и водных объектов и представляют особый интерес, поскольку актуальны
для настоящего периода, подвергаются постоянным «вторжениям» различных отраслей
права и непосредственно связаны с регулированием земельных и экологических
отношений.
Указанные
зоны - это территория, примыкающая к акватории водного объекта, т.е. к
ограниченному водному пространству, на которой устанавливается специальный
режим. Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных
защитных полос (имеющих более строгий охранительный режим) устанавливается
Правительством РФ. Правительство РФ Постановлением от 23.11.1996 № 1404
утвердило Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных
защитных полосах[72].
В соответствии с ним зоны и полосы утверждаются органами исполнительной власти
субъектов РФ по представлению бассейновых и других территориальных органов
управления водным фондом МПР России, согласованному с органами
санитарно-эпидемиологического надзора и пограничной службы.
Минимальная
ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их
истока: до 10 км - 50 м, от 10 до 50 км - 100 м, от 50 до 100 км - 200 м, от 100 до 200 км - 300 м, от 200 до 500 км - 400 м, от 500 км и более - 500 м. Минимальная ширина водоохранных зон для озер и водохранилищ принимается при площади
акватории до 2 км - 300 м, от 2 км и более - 500 м. На территории городов и других поселений водоохранные зоны устанавливаются исходя из
конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными
генеральными планами.
Об
установлении границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режима
ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах информируется
население. Установление зон не влечет за собой изъятия земельных участков у
собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на
совершение сделок с землей: они обязаны соблюдать и обеспечивать установленный
режим.
В пределах
водоохранных зон запрещается:
1) применение
химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;
2) использование
навозных стоков для удобрения почв;
3) размещение
складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горючесмазочных материалов,
животноводческих комплексов и ферм;
4) мест
складирования и захоронения отходов, кладбищ и скотомогильников;
5) складирование
навоза и мусора, заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей;
6) размещение
стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и
садово-огородных участков;
7) проведение
рубок главного пользования.
На расположенных
в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных участках
должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение
и истощение водных объектов. Наряду с водоохранными зонами могут быть
установлены также зоны санитарной охраны источников централизованного
водоснабжения, запретные полосы лесов по берегам водных объектов, иные охранные
зоны в соответствии с законодательством РФ.
Земельные
участки в водоохранных зонах предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии
с земельным законодательством, но по согласованию со специально уполномоченным
органом управления использованием и охраной водного фонда (МПР России).
В пределах
прибрежных защитных полос дополнительно к вышеуказанным ограничениям
запрещаются:
1) распашка
земель; применение удобрений;
2) складирование
отвалов размываемых грунтов;
3) выпас
и организация летних лагерей скота;
4) установка
сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных
участков, выделение участков под индивидуальное строительство; движение
автомобилей и тракторов.
Участки
земель на прибрежных защитных полосах предоставляются для размещения объектов
водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных,
портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование,
в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.
Государственный
контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной
хозяйственной деятельности в прибрежных защитных полосах и водоохранных зонах
осуществляется:
1) органами
исполнительной власти субъектов РФ;
2) государственным
органом управления использованием и охраной водного фонда (МПР России);
3) государственными
органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды;
4) государственным
органом управления использованием и охраной земель;
5) государственным
органом управления лесным хозяйством.
Таким
образом, выделение водоохранных зон и прибрежных защитных полос являются
эффективной мерой, а государственный контроль за их использованием и охраной
осуществляется усиленно, что обусловлено их важной ролью в организации
надлежащего землепользования и охраны окружающей среды.
Выполняющие
природоохранные функции иные земельные участки предусматриваются в ЛК и ВК,
иных федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, в нормативных
правовых актах субъектов РФ[73].
Так, зоны и
округа санитарной охраны устанавливаются согласно ст. 115 ВК РФ в целях охраны
водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения.
Состав
административного правонарушения, включающий их самовольное занятие, выделен в
отдельную комментируемую статью и самостоятельный пункт, предусматривающий, в
отличие от ст. 7.1 «Самовольное занятие земельного участка» КоАП, повышенную
административную ответственность, предопределенную необходимостью повышенной
охраны указанных земельных участков.
Зона
санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов делится на три пояса,
в каждом из которых устанавливается особый режим. Его нарушение влечет
административную ответственность по п. 2 ст. 8.12 КоАП.
Первый пояс -
зона строгого режима - организуется для охраны мест забора воды из источника и
прилегающих к нему участков, а также головных сооружений водопроводов. Эта
территория ограждается, охраняется, обозначается в натуре на местности
соответствующими знаками - столбами с надписью (за уничтожение этих специальных
знаков административная ответственность может наступить в соответствии со ст.
7.2 КоАП). Здесь запрещается проживание и временное нахождение лиц,
непосредственно не связанных с работой на водопроводных станциях и сооружениях.
Второй пояс -
зона ограничений - включает территорию, непосредственно окружающую источники
водоснабжения и их притоки. Здесь запрещается использование территории, которое
может вызвать качественное или количественное ухудшение источника
водоснабжения.
Здесь
допускается только с особого разрешения органов санитарного надзора:
строительство; уничтожение насаждений; проведение железнодорожных и
автотранспортных путей; использование земельных участков и водоемов для
сельскохозяйственных нужд; мероприятия по физкультуре, купание и т.д.[74].
Третий пояс -
зона наблюдений - охватывает смежную со вторым поясом территорию,
неблагополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных
заболеваний через водопровод. Органы санитарного надзора проводят здесь учет
инфекционных заболеваний и осуществляют систематические эпидемиологические
обследования.
Согласно ст.
133 ВК РФ использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения является приоритетным. Пригодность поверхностных и подземных
водных объектов для указанных целей определяется государственным органом
санитарно-эпидемиологического надзора.
Отнесение
водного объекта к источникам питьевого водоснабжения осуществляется с учетом
его надежности и возможности организации зон и округов санитарной охраны .
Нарушения
режима использования земельного участка в водоохранных зонах и прибрежных
полосах водных объектов выделены в отдельные составы административного
правонарушения - ст. 8.12 «Нарушение порядка предоставления в пользование и
режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и
прибрежных полосах водных объектов» и ст. 8.13 «Нарушение правил охраны водных
объектов» КоАП.
[72]
СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5567.
[73] См.: Боголюбов С.А. Земельное
право: Учебник. М.: Юрайт, 2005.
[74] См.: Комментарий к Водному кодексу
Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 1997; Водный
кодекс Российской Федерации: Постатейный научно-практический комментарий / Н.Н.
Михеев и др. 2001.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Земли природоохранного назначения
Земли особо охраняемых природных территорий (Батычко В.Т., 2007)
Земли особо охраняемых
природных территорий
Земли промышленности
Земли промышленности - Земельный кодекс
Земли рекреационного назначения
|