В.Т. Батычко
Земельное право в вопросах и ответах Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.
38. Земли особо охраняемых природных территорий
Земли особо
охраняемых территорий могут быть трех видов: федерального, субъектов РФ и местного
значения.
Объявление
территорий особо охраняемыми, изъятие соответствующих земельных участков,
установление на них особого режима использования и охраны осуществляется
соответствующими органами исполнительной власти: Российской Федерации
(Правительством РФ); субъектов РФ (правительствами (администрациями) республик,
краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального
значения); органами местного самоуправления.
Перечень
особо охраняемых территорий, предусмотренный в комментируемой статье и в
последующих статьях данной главы, не является исчерпывающим: указанными выше
органами исполнительной власти устанавливаются и иные виды особо охраняемых
земель. В городах Москва и Санкт-Петербург приняты и действуют нормативные
правовые акты, регулирующие использование и охрану земель, занятых городскими
лесами, парками и иными зелеными насаждениями. Выделяются в ряде городов
зеленые зоны с особым правовым режимом пользования.
В нашей
стране уделяется большое внимание созданию, функционированию и защите особо
охраняемых территорий как на уровне Российской Федерации, так и на уровне ее
субъектов и местного самоуправления[65].
Специфические
черты присущи отдельным видам земель особо охраняемых территорий и
обусловливают их дифференцированный правовой режим, определяемый в общем виде в
статьях комментируемой главы, более подробно - в соответствующих нормативных
актах о видах особо охраняемых территорий, а применительно к конкретной
территории - в постановлении органа исполнительной власти об объявлении данной
территории особо охраняемой[66].
Начало
выделения и развития этой категории земель относится к началу ХХ в., и к
настоящему времени их площадь составляет несколько процентов от всех земель
страны и по абсолютным цифрам является самой большой в мире[67].
Отношения в
области организации, охраны и использования особо охраняемых природных
объектов, достопримечательностей, имеющих особое природоохранное, научное,
культурное, эстетическое значение, регулируются ФЗ об особо охраняемых
природных территориях в целях сохранения уникальных и типичных природных
комплексов. Перечень видов особо охраняемых природных территорий приводится в
п. 1 комментируемой статьи.
Согласно ФЗ
об особо охраняемых природных территориях территории государственных природных
заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо
охраняемые природные комплексы и объекты (земли, воды, недра, растительный и
животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское
значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие
ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Государственные
природные заповедники считаются природоохранными, научно-исследовательскими и
эколого-просветительскими учреждениями, имеющими цель сохранить и изучить
естественный ход природных процессов и явлений, генетический фонд растительного
и животного мира, отдельные виды и сообщества растений и животных, типичные и
уникальные экологические системы.
Земли, воды,
недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных
природных заповедников, предоставляются в пользование (владение)
государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными
законами.
Запрещается
изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные
ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. Положение
о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются
органом, уполномоченным на то Правительством РФ.
На
государственные природные заповедники согласно ФЗ об особо охраняемых природных
территориях возлагаются следующие основные задачи:
1) осуществление
охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и
поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и
объектов;
2) организация
и проведение научных исследований, включая ведение «Летописи природы»;
3) осуществление
экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга
окружающей природной среды; экологическое просвещение;
4) участие
в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения
хозяйственных и иных объектов.
Согласно
Положению о государственных природных заповедниках в РСФСР, утвержденному
Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 № 48 (в ред. от 23.04.1996)[68],
научно-исследовательская деятельность в государственных природных заповедниках
направлена на изучение природных комплексов и долговременное слежение за
динамикой природных процессов с целью оценки, прогноза экологической обстановки,
разработки научных основ охраны природы, сохранения биологического разнообразия
биосферы, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.
Документом,
аккумулирующим всю информацию о состоянии природных комплексов заповедников и
их изменениях, выступает принятая в системе заповедников страны «Летопись
природы». Ее задача состоит в целенаправленном комплексном сборе и фиксации
фактических данных, всесторонне характеризующих изменения в заповедных
экосистемах. Основные предъявляемые к ней требования: достоверность, массовость
информации, ее репрезентативность, систематичность, методическая сопряженность,
обеспечивающая преемственность и сопоставимость данных.
Создание
государственного природного заповедника утверждается постановлением Правительства
РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам
федеральной собственности, принимаемым по представлению органов государственной
власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа
РФ в области охраны окружающей природной среды. Расширение территории
госзаповедника производится в том же порядке.
На
прилегающих к территориям заповедников участках земли и водного пространства
создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об
образовании охранной зоны заповедника принимается органом исполнительной власти
субъекта РФ, положение о ней утверждается также органом исполнительной власти
субъекта РФ.
На территории
заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам
государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории,
установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
На
территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и
деятельность, направленные на сохранение в естественном состоянии природных
комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их
компонентов в результате антропогенного воздействия; предотвращение условий,
способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным
пунктам.
В
государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых
исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих
участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного
комплекса в естественном состоянии.
Согласно
вышеназванному Положению о государственных природных заповедниках в Российской
Федерации к числу запрещенных на территории заповедников видов деятельности
(наряду с указанными в п. 7 комментируемой статьи) относятся:
1) действия,
изменяющие гидрологический режим земель; изыскательские работы и разработка
полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений
и горных пород;
2) строительство
и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отделений,
объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий
электропередач и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для
обеспечения деятельности заповедников;
3) сбор
минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных
исследований в заповедниках[69].
Государственными
природными заказниками согласно ФЗ об особо охраняемых природных территориях
выступают территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления
природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Объявление
территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так
и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального
значения.
Государственные
природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:
а)
комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и
восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
б)
биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для
сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в
том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
в)
палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых
объектов;
г)
гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими),
предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и
экологических систем;
д)
геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и
комплексов неживой природы.
Государственные
природные заказники федерального значения находятся в ведении федеральных
государственных органов исполнительной власти и финансируются за счет средств
федерального бюджета и других не запрещенных законом источников.
Подчиненность
и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников
регионального значения определяются соответствующими органами государственной
власти субъектов РФ.
Собственникам,
владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах
государственных заказников, предоставляются льготы по земельному налогу в
порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
На
территориях государственных природных заказников постоянно или временно
запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям
создания государственных природных заказников или причиняет вред природным
комплексам и их компонентам.
Задачи и
особенности режима особой охраны территории конкретного государственного
природного заказника федерального значения определяются положением о нем,
утверждаемым специально уполномоченным на то государственным органом РФ в
области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами
исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.
Задачи и
особенности режима особой охраны земель конкретного государственного природного
заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти
субъектов РФ, принявшими решение о создании этого государственного природного
заказника.
Собственники,
владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах
государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в
государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его
нарушение административную, уголовную и иную установленную законом
ответственность.
Приказом
Минприроды России от 16.01.1996 № 20 утверждено Примерное положение о
государственных природных заказниках в Российской Федерации. Согласно этому
Примерному положению к видам деятельности, подлежащим запрещению или
ограничению на территориях государственных природных заказников (если она
противоречит целям создания заказников или причиняет вред природным комплексам
и их компонентам), относятся:
1) распашка
земель; рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы,
сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов,
семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным
миром;
2) промысловая,
спортивная и любительская охота, рыболовство, добывание животных, не отнесенных
к объектам охоты и рыболовства, другие виды пользования животным миром; сбор
зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также
палеонтологических объектов;
3) предоставление
земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и
огородничества; проведение гидромелиоративных и ирригационных работ,
геолого-разведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;
4) строительство
зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих
коммуникаций; применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических
средств защиты растений и стимуляторов роста;
5) взрывные
работы; проезд и стоянка автомототранспорта, судов и иных плавучих транспортных
средств, устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей, иные
формы отдыха населения;
6) любые
иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого
природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и
воспроизводству природных комплексов и их компонентов.
Памятники
природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном,
культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты
естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть
федерального, регионального значения.
Памятниками
природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также
одиночные природные объекты, в том числе:
а) эталонные
участки нетронутой природы; участки с преобладанием культурного ландшафта
(старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);
б) места
произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих
видов растений и животных; природные объекты, играющие важную роль в
поддержании гидрологического режима;
в) уникальные
формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья,
каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные
гряды, дюны, барханы, гигантские наледи);
г) геологические
обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, выходы редких
минералов, горных пород и полезных ископаемых);
д) геолого-географические
полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами
сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений
залегания горных пород;
е) местонахождения
редких или особо ценных палеонтологических объектов; природные гидроминеральные
комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных
грязей; береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны,
бухты);
ж)отдельные объекты живой и неживой природы (места
гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение,
растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы,
холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы,
останцы, проявления карста, пещеры, гроты).
Органы
государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ
утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников
природы, находящихся в их ведении.
Передача
памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы,
оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются
государственным органом исполнительной власти в области охраны окружающей
природной среды.
Объявление
природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими,
территориями памятников природы допускается с изъятием либо без изъятия занимаемых
ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих
участков.
В случае
необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых
для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов
памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы
осуществляется постановлением органов исполнительной власти соответствующих
субъектов РФ по согласованию с Правительством РФ.
На
территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных
зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности
памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков,
на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению
режима особой охраны памятников природы.
Расходы
собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по
обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются
за счет средств бюджета, а также средств внебюджетных фондов.
В случае
непосредственной угрозы уничтожения вновь выявленных уникальных природных
комплексов и объектов до объявления их в установленном порядке памятниками
природы специально уполномоченные на то государственные органы РФ в области
охраны окружающей природной среды и их территориальные подразделения принимают
решения о приостановлении действий, которые могут привести к уничтожению либо
повреждению этих природных комплексов и объектов, и выдают в установленном
законом порядке предписание о приостановлении указанной деятельности
соответствующим хозяйствующим субъектам.
Аналогично
достаточно подробно регламентируются в ФЗ об особо охраняемых природных
территориях использование и охрана земель национальных парков, природных и
дендрологических парков, ботанических садов и др.
Согласно
Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 № 777 «О перечне объектов,
подлежащих федеральному государственному экологическому контролю»[70] земли
особо охраняемых природных территорий федерального значения охватываются
контролем, осуществляемым федеральными органами исполнительной власти в области
охраны окружающей среды[71].
[65] См.: Государственный (национальный)
доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации за 2004 год. М.,
2005; Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: теория и тенденция
развития. М.: ИГП РАН, 1999; Земельное право Российской Федерации.
Законодательство. Ведомственные нормативные акты. Судебная практика / Под ред.
Н.Н. Осокина. М.: ДЕ-ЮРЕ, 1995; Земельное право России: Практикум / Под ред.
А.К. Голиченкова. М.: БЕК, 2001.
[66] См.: Земельное право / Отв. ред. А.К.
Голиченков. М.: Зерцало, 2001; Чубуков Г.В. Земельное право: Учебник. М., 2003;
Земельное право: Учебник для вузов / Отв. ред. С.А. Боголюбов. М.: Проспект,
2003.
[67] См.: Штильмарк Ф.Р.
Историография российских заповедников (1895 - 1995). М., 1996.
[68]
СП РСФСР. 1992. № 4. Ст. 25; СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2153.
[69] --------------------------------
<*> СП РСФСР. 1992. № 4. Ст. 25; СЗ РФ.
1996. № 18. Ст. 2153.
[70] СЗ РФ. 2002. № 44. Ст. 4390.
[71] См.: Федеральный государственный
экологический контроль: Пособие для правоприменителей / Под ред. С.А.
Боголюбова. М.: Проспект, 2005.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Земли особо охраняемых
природных территорий
Земли обороны и безопасности - Земельный кодекс
Земли обороны и безопасности
Земли природоохранного назначения
Земли природоохранного назначения (Батычко В.Т., 2007)
Земли промышленности
|