В.Т. Батычко
Земельное право в вопросах и ответах Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.
37. Земли обороны и безопасности
Основу
правового режима земель, установленных статьей 93 ЗК РФ, помимо требований по
их использованию и охране, составляет положение ст. 27 ЗК РФ, согласно которой
практически все земли обороны и безопасности либо изъяты из оборота, либо ограничены
в обороте в зависимости от статуса объектов, расположенных на этих землях (см.
ст. 27 ЗК РФ). Кроме того, правовой режим данных земель определяется нормами
специального законодательства об обороне и безопасности. Так, согласно
Федеральному закону от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 04.04.2005)[62] под
обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных,
правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита
Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Земли,
леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ,
другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной
собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в
собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, могут быть изъяты
для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов
только в соответствии с законодательством РФ.
Использование
земель закрытых административно-территориальных образований осуществляется на
основании законодательства об этих образованиях и прежде всего на основании
Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном
образовании» (в ред. от 22.08.2004)[63].
В
соответствии с указанным Законом земли закрытого
административно-территориального образования в соответствии с их основным
целевым назначением могут включать в себя земли населенных пунктов (городов,
поселков и сельских населенных пунктов), земли промышленности, обороны и иные
земли, предусмотренные земельным законодательством РФ.
Земли,
занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых
созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в
федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование
этим предприятиям и (или) объектам.
Решения об
отнесении иных земель, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны, к
землям федеральной собственности на территории конкретного закрытого
административно-территориального образования принимаются Правительством РФ по
согласованию с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления закрытого административно-территориального образования.
Управление этими землями осуществляется Правительством РФ.
Земли
закрытого административно-территориального образования, за исключением земель,
находящихся в федеральной собственности, находятся в ведении органов местного
самоуправления данного образования.
В закрытом
административно-территориальном образовании в соответствии с законодательством
РФ по согласованию с органами местного самоуправления может устанавливаться
особый режим использования земель.
Органы
государственной власти субъектов РФ принимают меры по предоставлению земельных
участков в ведение органов местного самоуправления закрытого
административно-территориального образования для удовлетворения потребностей
населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного
производства, жилищного и дачного строительства за пределами указанного
образования.
Правовой
режим земель государственной границы РФ подчиняется в том числе
законодательству РФ о государственной границе и прежде всего Закону РФ от
01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (в ред. от
07.03.2005)[64].
Данным Законом устанавливается, что в интересах надлежащего содержания
государственной границы пограничным органам в порядке, установленном
законодательством РФ, отводится в бессрочное (постоянное) пользование земельная
полоса, проходящая непосредственно вдоль государственной границы на суше, а при
необходимости - по берегу российской части вод пограничной реки, озера или
иного водоема, в соответствии с установленными Правительством РФ нормами.
Пограничные
органы в пределах приграничной территории имеют в том числе право находиться на
любых участках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных
обязанностей; требовать от владельцев, пользователей земельных участков в
пограничной зоне выделения мест для передвижения пограничных нарядов, оборудования
и содержания в надлежащем состоянии проходов через ограждения, переходов через
другие препятствия.
Материально-техническое
обеспечение защиты государственной границы РФ осуществляется из государственных
земельных, материально-технических и других фондов Российской Федерации.
Органы
государственной власти субъектов РФ наделены полномочиями и обязанностями по
предоставлению в соответствии с законодательством РФ земельных участков для
нужд защиты Государственной границы, по осуществлению контроля за использованием
земли и соблюдением на этих участках законодательства Российской Федерации об
охране окружающей природной среды.
[62] СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750; 2000. №
1 (ч. 1). Ст. 6; 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2700; № 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. №
27. Ст. 2711; № 35. Ст. 3607; 2005. № 10. Ст. 763; № 15. Ст. 1276.
[63] ВСНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1915;
СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5503; 1998. № 31. Ст. 3822; 1999. № 14. Ст. 1665; 2004.
№ 35. Ст. 3607.
[64]
ВСНД и ВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1861; 1996. № 50. Ст.
5610; 1997. № 29. Ст. 3507; 1998. № 31. Ст. 3805; Ст. 3831; 1999. № 23. Ст.
2808; 2000. № 46. Ст. 4537; № 32. Ст. 3341; 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 2; № 52 (ч.
1). Ст. 5134; 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2700; Ст. 2711; № 35. Ст. 3607; 2005. №
10. Ст. 763.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Земли лечебно-оздоровительных местностей и
курортов
Земли лесного фонда - Земельный кодекс
Земли историко-культурного назначения
Земли обороны и безопасности
Земли особо охраняемых
природных территорий - Земельный кодекс
Земли особо охраняемых природных территорий
|