В.Т. Батычко
Земельное право в вопросах и ответах Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.
12. Государственный земельный кадастр
В
международной практике земельный кадастр понимается в широком и узком смысле.
В узком смысле земельный кадастр представляет собой систематически
поддерживаемый публичный свод документированных сведений об объектах
государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской
Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков
и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный
земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.
В настоящее время в зарубежной практике сформировалось и более широкое
определение земельного кадастра, утверждённое ООН совместно с Международной
федерацией геодизистов в Богорской (1996 г.), а затем и в Бафертской (1999 г.) декларациях.
Согласно
данному определению, земельный кадастр – это основанная обычно на земельных
участках современная земельная информационная система, содержащая записи о
правах на недвижимость (например, о правах, ограничениях и обязательствах). Он
включает геометрическое описание земельного участка, связанное с другими
записями, описывающими сущность прав, собственность или управление в отношении
данных прав, часто стоимость земельного участка и его улучшений. Кадастр может
быть предназначен для фискальных целей (налогообложения), правовых целей
(регистрации прав на недвижимость), помощи в управлении и использовании земли и
создаёт возможность для устойчивого развития и охраны окружающей среды.
Таким
образом, современное понятие земельного кадастра во многих странах мира
постепенно сближается с понятием земельной информационной системы, включающей в
себя: земельный кадастр (в узком смысле), систему регистрации прав, систему
управления землепользованием. Под ведение земельного кадастра в зарубежной
практике, понимается последовательные действия по сбору, накоплению, обработке,
учёту и хранению сведений о земельных участках, а также предоставление сведений
о земельных участках пользователям земельного кадастра[28].
Государственный
земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами
государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно
связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.
Порядок
ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным
законом о государственном земельном кадастре.
Ведение
государственного земельного и других видов кадастра тесно связано с
осуществлением мониторинга земель, иных природных ресурсов и землеустройства
(см., например, Постановление Правительства РФ от 23.08.2000 № 622 «Об
утверждении Положения о государственной службе наблюдения за состоянием
окружающей природной среды»[29]).
Многие
нормативные правовые акты регулируют одновременно земельные отношения,
связанные с государственным мониторингом земель, землеустройством и
государственным земельным кадастром.
Порядок, цели
и принципы ведения государственного земельного кадастра устанавливаются в ФЗ о
государственном земельном кадастре. В соответствии с ним целями создания и
ведения государственного земельного кадастра выступает информационное
обеспечение:
1) государственного
и муниципального управления земельными ресурсами;
2) государственного
контроля за использованием и охраной земель;
3) мероприятий,
направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
4) государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) землеустройства;
6) экономической
оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
7) установления
обоснованной платы за землю;
8) иной
связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками
деятельности.
Принципами
ведения государственного земельного кадастра выступают: единство системы и
технологии его ведения на всей территории России; непрерывность внесения в
кадастр изменяющихся характеристик земельных участков; сопоставимость и
совместимость его сведений со сведениями, содержащимися в других кадастрах,
реестрах, информационных ресурсах; учет земельных участков независимо от форм
собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования
земельных участков[30].
В ст. 13 ФЗ о
государственном земельном кадастре документы подразделяются на основные,
вспомогательные и производные. К основным относятся Единый государственный
реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).
Вспомогательные
документы - это книги учета документов, книги учета выданных сведений и
каталоги координат пунктов опорной межевой сети. Производные документы
государственного земельного кадастра включают доклады о состоянии и
использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры,
иные справочные документы.
Порядок
ведения и хранения этих документов устанавливается письмами Росземкадастра от
02.08.2001 № ВК/433 «О разъяснении порядка оформления документов
государственного земельного кадастра»[31]
и № ВК/435 «О порядке оформления документов государственного земельного
кадастра»[32].
Большое
внимание уделяется государственному земельному кадастру в Федеральной целевой
программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002
годы», согласно которой кадастр ведется (наряду с указанными выше целями) для
планирования рационального использования земельных ресурсов, установления всех
видов платежей за землю и налогообложения земли и недвижимости, для поддержки
гражданского оборота земли и недвижимости[33].
На первом
этапе реализации этой Программы предполагалось:
1) проведение
кадастрового зонирования территории России в целях присвоения объектам
недвижимости уникальных кадастровых номеров;
2) обеспечение
единого порядка ведения кадастра во всех субъектах РФ и муниципальных
образованиях; формирование информационной базы о федеральных землях, землях
субъектов РФ и муниципальных образований;
3) обеспечение
доступа граждан и юридических лиц к кадастровой информации, установление
принципов оплаты за ее получение;
4) организация
взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами
(градостроительным, лесным, водным и др.) на основе единых принципов, форм и
процедур.
Государственный
кадастровый учет земельных участков представляет собой последовательные
действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению
сведений о земельных участках. Кадастр ведется органами исполнительной власти и
осуществляется в процессе инвентаризации и мониторинга земель, государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, инспекционного
контроля, землеустройства.
Постановлением
Правительства РФ от 02.12.2000 № 918[34]
утверждены Правила предоставления сведений государственного земельного
кадастра. В едином кадастровом документе земельного участка отражаются:
1) кадастровый
номер участка; местоположение (адрес) и площадь участка;
2) категория
земель и разрешенное использование участка; описание границ участка и его
частей;
3) зарегистрированные
в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические
характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики,
в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий
земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными
участками.
Для
государственной регистрации права на земельный участок заявителю выдается
кадастровый план земельного участка[35].
Постановлением
Правительства РФ от 06.09.2000 № 660[36]
утверждены Правила кадастрового деления территории Российской Федерации и
Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам. Росземкадастр издал
14.05.2001 соответствующий Приказ № П/89[37].
Требования к
оформлению заявок на государственный кадастровый учет земельных участков
установлены Приказом Росземкадастра от 13.06.2001 № П/115[38].
Правообладатели участков подают в организации Росземкадастра заявки, правоустанавливающие
документы на участки, документы об их межевании.
Получение
заявок о проведении государственного кадастрового учета земельных участков
подтверждается соответствующими записями в книге учета документов и выдачей
заявителям расписок о получении соответствующих документов (Росземкадастром
установлены 10.04.2001 Требования к оформлению расписок о получении документов,
представленных для постановки на государственный кадастровый учет земельных
участков[39]).
Проведение
государственного кадастрового учета включает в себя проверку представленных
заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином
государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным
участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и
формирование кадастровых дел. Учет должен проводиться в течение 1 месяца со дня
подачи заявки.
В случае если
в представленных в органы Росземкадастра документах отсутствуют необходимые
сведения или если такие сведения противоречивы, проведение государственного
кадастрового учета земельных участков приостанавливается не более чем на один
месяц и заявители немедленно извещаются в письменной форме с обоснованием этого
решения (см. Требования к оформлению извещений о приостановлении проведения
государственного кадастрового учета земельных участков и решений об отказе в
проведении такого учета, утвержденные Приказом Росземкадастра 10.04.2001).
В проведении
государственного кадастрового учета может быть отказано, если:
1) с
заявкой обратилось ненадлежащее лицо;
2) представленные
документы по форме или по содержанию не соответствуют требованиям
законодательства РФ;
3) при
межевании земельных участков нарушены права смежных землепользователей;
4) площадь
земельного участка меньше минимального размера, установленного нормативными
актами субъекта РФ и органа местного самоуправления для земель различного
целевого назначения и разрешенного использования.
В ст. 170 УК
РФ предусматривается уголовная ответственность должностных лиц за регистрацию
заведомо незаконных сделок с землей, а равно умышленное занижение размеров
платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной
заинтересованности с использованием служебного положения, искажение учетных
данных государственного земельного кадастра.
В настоящее время
в соответствии с административной реформой функции ведения земельного кадастра
возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
[28]
Сидоренко В.Н. Земельный кадастр: зарубежный опыт ведения //
Экологическое право. 2003. № 4. С. 41.
[29] СЗ РФ. 2000. № 35. Ст. 3590.
[30] См.: Земельный участок. Вопросы и
ответы / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2004.
[31] Российская Бизнес-газета. 2001. №
33.
[33] СЗ РФ. 1999. № 27. Ст. 3379.
[34] СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4899.
[35] См.: Комментарий к Федеральному
закону "О государственном земельном кадастре" / Под ред. Е.А.
Галиновской. М.: Юстицинформ, 2003.
[36]
СЗ РФ. 2000. № 37. Ст. 3726.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Государственный жилищный
надзор и муниципальный жилищный контроль
Государственный долг и способы его погашения (Фролова Т.А., 2009)
Государственный долг Российской Федерации
Государственный земельный надзор
Государственный или муниципальный
контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных
нужд - ст.763 ГК РФ
Государственный или муниципальный контракт на
поставку товаров для государственных или муниципальных нужд
|