В.Т. Батычко
Земельное право в вопросах и ответах Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.
11. Землеустройство: понятие и содержание
Землеустройство
включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и
организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и
упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на
местности (территориальное землеустройство), организации рационального
использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для
осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации
территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным
малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их
традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство). Таким
образом, существуют две принципиальных разновидности землеустройства:
территориальное (межхозяйственное и внутрихозяйственное.
Как система
мероприятий по реализации земельного законодательства, землеустройство имеет
три взаимосвязанных аспекта: юридический, экономический и технический.
Юридический аспект заключается в обеспечении соответствия реализуемых земельных
прав требованиям законодательства. Экономический аспект заключается в создании
таких территориальных условий хозяйствования, которые бы способствовали
рациональному использованию земли. Технический аспект заключается в проведении
технических действий по реализации прав субъектов земельных отношений на землю[19].
Документы,
полученные в результате проведения землеустройства, называются землеустроительной
документацией. К видам землеустроительной документации относятся:
генеральная схема землеустройства Российской Федерации, Схема землеустройства
территорий субъектов РФ, схема землеустройства муниципальных образований и других
административно-территориальных образований, схемы использования и охраны
земель; проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов
землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты
внутрихозяйственного землеустройства и т.д.
Так например,
при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства
составляются карты (планы) объектов землеустройства – документ, отображающий в
графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства, границы
ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещения
объектов недвижимости, прочно связанных с землёй. Карта (план) объекта
землеустройства составляются с использованием сведений государственного
земельного кадастра, имеющегося картографического материала, материалов
дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных при съёмке
объекта землеустройства на местности или рот его межевании.
Документы,
подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при
ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель.
Землеустройство
тесно связано с ведением мониторинга и кадастра земель: поэтому многие
нормативно-правовые акты, приведенные при рассмотрении данных вопросов, имеют
отношение и к землеустройству. Осуществляя землеустройство, ведение мониторинга
и кадастра земель, государство управляет земельными ресурсами независимо от
того, в чьей собственности находятся земельные участки[20].
Конкретизация
и регулирование комментируемого земельно-правового института и соответствующих
земельных отношений осуществляется в ФЗ о землеустройстве. В нем
предусматривается компетенция Российской Федерации, ее субъектов и др. в
области проведения землеустройства.
В
соответствии со ст. 4 ФЗ о землеустройстве основаниями проведения
землеустройства являются: решения федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о
проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные
решения. Сопоставление этих положений с п. 1 ст. 69 ЗК РФ показывает
необходимость приведения первых в соответствие с нормами ЗК РФ, имеющими на
основании ст. 2 и ст. 3 ЗК РФ приоритетность.
Согласно
Положению о Федеральной службе земельного кадастра России, утвержденному
Постановлением Правительства РФ от 11.01.2001 № 22 (в ред. от 31.07.2003)[21],
Росземкадастр выступал федеральным органом исполнительной власти по
государственному управлению земельными ресурсами, осуществлявшим специальные
(исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции по
ведению государственного земельного кадастра и государственного учета
расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов
недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке
земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и
охраной земель.
В настоящее
время многие функции по землеустройству реализуются Федеральным агентством
кадастра объектов недвижимости, которое согласно Постановлениям Правительства
РФ от 08.04.2004 № 202 (в ред. от 19.08.2004)[22]
и от 19.08.2004 № 418 осуществляет землеустроительное обеспечение на землях,
находящихся в федеральной собственности, оказание услуг в сфере
землеустройства, государственного кадастрового учета, государственной
кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости, проведение
экспертизы землеустроительной документации.
Согласно ст.
19 ФЗ о землеустройстве к видам землеустроительной документации относятся:
1) генеральная
схема землеустройства РФ, схемы землеустройства территорий ее субъектов,
муниципальных образований и других административно-территориальных образований,
схемы использования и охраны земель;
2) проекты
территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства;
3) карты
(планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства;
4) проекты
улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации
нарушенных земель, защиты земель от негативных воздействий;
5) материалы
геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других
обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;
6) тематические
карты и атласы состояния и использования земель.
Землеустройство
как система мероприятий по рациональной организации территории имеет три
взаимосвязанных аспекта: экономический (земля - средство производства),
юридический (обеспечение прав собственности и иных прав на земельные участки) и
технический (проведение проектно-изыскательских, съемочных и обследовательских
работ).
Согласно
Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской
Федерации на 1999 - 2002 годы» предусмотрено на втором этапе её реализации
осуществление комплекса землеустроительных работ, связанных с правовым,
экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель,
консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других
сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения условий для их
кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и
повышения плодородия почв.
Мероприятия
по повышению плодородия почв и мелиорации земель осуществляются в рамках
Федеральной целевой программы «Повышение плодородия почв России» («Плодородие»).
Важнейшими требованиями
при землеустройстве являются планирование использования сельскохозяйственных
земель с учетом природных, эколого-хозяйственных свойств земельных участков;
проектирование и освоение комплексной ландшафтной системы земледелия;
формирование эффективных размеров устойчивого землепользования; внедрение
севооборотов с травосеянием; улучшение сенокосов и пастбищ и всего комплекса по
охране ценных угодий[23].
Землеустройство
по своему содержанию подразделяется на межхозяйственное и внутрихозяйственное.
Первое имеет целью рациональную организацию территории нескольких собственников
земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов. Второе осуществляется
на территории отдельного землепользования в рамках конкретных предприятий,
организаций, физических и юридических лиц.
Проведение
землеустройства предусматривает:
1) возбуждение
ходатайства о проведении землеустроительных действий;
2) подготовительные
работы по разработке прогнозов и проектов землеустройства;
3) сопоставление
проекта;
4) рассмотрение
и утверждение проектной документации;
5) перенесение
проекта в натуру (на местность);
6) оформление
и выдача землеустроительных материалов и документов;
7) осуществление
авторского надзора за выполнением проектов землеустройства собственниками
земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами[24].
Головной акт,
регулирующий отношения по организации и проведению землеустройства, - ФЗ о
землеустройстве, согласно ст. 9 - 18 которого землеустройство включает в себя:
1)
изучение состояния земель;
2)
геодезические и картографические работы;
3)
почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;
4)
оценку качества земель;
5)
инвентаризацию земель;
6)
территориальное землеустройство;
7)
планирование и организацию рационального использования земель и их охраны;
8)
образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;
9)
межевание объектов землеустройства;
10) внутрихозяйственное
землеустройство[25].
Землеустройство
проводится государственными проектными организациями, другими предприятиями и физическими
лицами, получившими лицензию на проведение этих работ за счет средств
федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и
заказчиков.
Пункт 6
статьи 69 ЗК РФ надлежит применять с учетом положений Федерального закона от
08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от
21.03.2005)[26].
Перечень федеральных органов власти, осуществляющих лицензирование,
предусматривается Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 № 135[27].
Геодезическая и картографическая деятельность лицензируется Федеральным
агентством геодезии и картографии (Роскартографией).
[19]
Земельное право: Учебник / Отв. ред. Профессор Улюкаев В.Х. – М., Былина.
2000. С. 121-122.
[20] См.: Хлыстун В.Н. и др. Государственное
регулирование земельных отношений. М.: Колос, 2000; Землеустроительная наука -
российским реформам. М., 2001.
[21] СЗ РФ. 2001. № 3. Ст. 251; 2003. №
32. Ст. 3229.
[22] СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1494; № 34.
Ст. 3554; № 21. Ст. 2071; № 34. Ст. 3554.
[23] См.: Липски С.А. Проблемы
управления сельскохозяйственным землепользованием в современной России. М.,
2001; Землеустройство и земельный кадастр. Теория, методика, практика. М.,
1999; Теория и методы ведения земельного кадастра Российской Федерации. М.,
2000.
[24] См.: Земельное право: Учебник для
вузов / Рук. авт. колл. С.А. Боголюбов. М.: Проспект, 2004.
[25] См.: Липски С.А. Проблемы
управления сельскохозяйственным землепользованием в современной России. М.,
2001; Земельное право России. Практикум: Учебное пособие / Под ред. А.К.
Голиченкова. М.: БЕК, 2001.
[26] СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3430;
2002. № 11. Ст. 1020; № 12. Ст. 1093; № 50. Ст. 4925; 2003. № 2. Ст. 169; № 9.
Ст. 805; № 11. Ст. 956; № 13. Ст. 1178; № 52 (ч. 1). Ст. 5037; 2004. № 45. Ст.
4377; 2005. № 13. Ст. 1078.
[27]
СЗ РФ. 2002. № 9. Ст. 928.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Землеустройство
Землекоп (Выпуск №3 ЕТКС)
Земледел
Земли водного фонда
Земли для обеспечения космической деятельности (Батычко В.Т., 2007)
Земли для обеспечения космической деятельности
|