В.Т. Батычко
Земельное право в вопросах и ответах Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.
10. Государственный мониторинг земель
Государственный
мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. В
переводе с латинского «мониторинг» означает «предостерегающий, наблюдающий,
впередсмотрящий»[13].
Мониторинг земель призван выполнять базовую, связующую роль всех других
мониторингов и кадастров природных ресурсов.
Объектами
государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.
Задачами
государственного мониторинга земель являются:
-
своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих
изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении
последствий негативных процессов;
-
информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра,
государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных
функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а
также землеустройства;
-
обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части
состояния земель.
В зависимости
от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель
может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг
земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными
программами.
Порядок
осуществления государственного мониторинга земель устанавливается
Правительством Российской Федерации.
Цели этих
мероприятий - своевременное выявление изменений состояния земель, их оценка,
прогноз, предотвращение и устранение последствий негативных процессов на земле,
выработка рекомендаций, совершенствование и внедрение новых методов
дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга
земель.
В
соответствии с Положением о мониторинге земель, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 28.11.2002 № 846[14],
мониторинг земель включает непрерывное наблюдение за использованием земель в
соответствии с категориями и целевым назначением земель (предусмотренным в ст.
7 и ст. 8 ЗК).
Принципами
ведения мониторинга земель являются:
1) достоверность
и точность данных, соответствие их фактическому состоянию и использованию
земельных ресурсов;
2) единство
методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель; экономичность
и эффективность;
3) взаимная
совместимость и сопоставимость разнородных данных;
4) централизованное
руководство по единой методике в масштабе России;
5) наглядность
и доступность сведений, за исключением сведений, составляющих государственную
или коммерческую тайну.
Составная
часть государственного мониторинга земель - мониторинг плодородия земель
сельскохозяйственного назначения, мониторинг мелиорированных земель. Содержание
мониторинга земель составляют систематические наблюдения (съемки, обследования,
изыскания) за состоянием земель, выявление изменений и оценка:
1) состояния
землепользований, угодий, полей, участков;
2) процессов
изменения плодородия почв (опустынивание, развитие водной и ветровой эрозии,
потеря гумуса, ухудшение структуры почв, заболачивание и засоление), зарастания
и закустаривания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель пестицидами,
тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами;
3) состояния
береговых линий рек, морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов,
гидротехнических сооружений (см. ст. 102 ЗК РФ);
4) процессов,
вызванных образованием оврагов, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями,
карстовыми, криогенными и другими явлениями;
5) состояния
земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений,
навозохранилищ, свалок, складов горючесмазочных материалов, удобрений, стоянок
автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных
материалов, а также других промышленных объектов[15].
Оценка
состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений
(периодических, сезонных, суточных), направленности и интенсивности изменений и
сравнения полученных показателей с нормативными. Показатели состояния земель
выражаются в абсолютных и относительных значениях, отнесенных к определенному
периоду или сроку.
Мониторинг
земель является составной частью государственного мониторинга за состоянием
окружающей природной среды и осуществляется в соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 31.03.2003 № 177 «Об организации и осуществлении
государственного мониторинга окружающей среды».
Методы и
способы ведения мониторинга земель разные. Это натуральные наблюдения (экспедиционные,
стационарные, комплексные, фоновые, дистанционные); автоматизированная
информационная система включает информационно-поисковую систему, систему
обработки данных, систему комплексной интерпретации данных,
прогнозно-диагностическую систему и систему управления.
В настоящее
время в соответствии с Указами Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и
структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 20.05.2004)[16] и от
20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (в
ред. от 01.12.2004)[17],
принятыми в развитие административной реформы, создано Федеральное агентство
кадастра объектов недвижимости, находящееся в ведении Минэкономразвития России.
На основании
Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного
Постановлением Правительства РФ от 19.08.2004 № 418 (в ред. от 19.03.2005)[18]
Роснедвижимость является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию
государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости,
землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности,
государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга
земель, а также по государственному земельному контролю.
Роснедвижимость
организует:
создание
автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и
государственного учета объектов капитального строительства;
проведение
территориального землеустройства в соответствии с решениями органов
государственной власти, а также территориального землеустройства на землях,
находящихся в федеральной собственности и др.
Роснедвижимость
осуществляет:
-
государственную кадастровую оценку земель и представление ее результатов
в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-
ведение государственного земельного кадастра, государственного
градостроительного кадастра и государственного фонда данных, полученных в
результате проведения землеустройства;
-
государственный мониторинг земель в Российской Федерации, в том числе с
использованием автоматизированной информационной системы;
-
создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости;
-
утверждение заключений экспертных комиссий при проведении экспертизы
землеустроительной документации;
-
предоставление заинтересованным лицам сведений государственного
земельного кадастра и сведений об объектах капитального строительства;
-
государственный земельный контроль;
-
утверждение карт (планов) и материалов межевания объектов
землеустройства и др.
[13] См.: Словарь иностранных слов. М.,
1992.
[14]
СЗ РФ. 2002. № 49. Ст. 4882.
[15] См.: Сизов А.П. Мониторинг
городских земель с элементами их охраны. М., 2000.
[16] СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; № 21. Ст.
2023.
[17] СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023; № 31.
Ст. 3234; № 38. Ст. 3775; № 42. Ст. 4107; № 47. Ст. 4635; № 49. Ст. 4889.
[18] СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3554; 2005. №
12. Ст. 1042; № 13. Ст. 1169.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Государственный мониторинг земель
Государственный мониторинг водных объектов - Водный кодекс
Государственный лесной реестр
Государственный надзор в области внутреннего
водного транспорта
Государственный надзор в области гражданской
авиации - Воздушный кодекс
Государственный надзор в области использования и
охраны водных объектов
|