В.Т. Батычко
Предпринимательское право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.
Тема 20. Защита прав предпринимателей
20.4. Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
Основные положения о защите прав предпринимателем в процессе
проведения проверок является Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля».
Указанный Закон устанавливает четкие требования к
организации и проведению мероприятий по государственному контролю (надзору), в
частности, к основаниям, периодичности и продолжительности проверок.
Основными принципами защиты прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля
(надзора) являются:
- презумпция
добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- соблюдение
международных договоров Российской Федерации;
- открытость
и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных
правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых
проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
- установление
обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними
нормативными правовыми актами;
- проведение
мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов
государственного контроля (надзора);
- соответствие
предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа
государственного контроля (надзора);
- периодичность
и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и
максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;
- учет
мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля
(надзора);
- возможность
обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного
контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю,
установленный законодательством;
- признание
в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими
(полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих
обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не
соответствуют федеральным законам;
- устранение
в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных
нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального
предпринимателя обоснованной;
- ответственность
органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении
государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства РФ;
- недопустимость
взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за
исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля
(надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате
которых выявлены нарушения обязательных требований;
- недопустимость
непосредственного получения органами государственного контроля (надзора)
отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных
предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.
Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля
(надзора)" закрепил также некоторые ограничения при проведении мероприятий
по контролю. Так, при проведении мероприятий по контролю должностные лица
органов государственного контроля (надзора) не вправе:
- проверять
выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа
государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные
лица;
- осуществлять
плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю
должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных
предпринимателей либо их представителей;
- требовать
представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не
являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки,
а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
- требовать
образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний),
экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в
установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными
стандартами или иными нормативными документами;
- распространять
информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате
проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством РФ;
- превышать
установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля
(надзора)" определяет также права предпринимателей при проведении проверок.
Должностные лица и (или) представители юридического лица и
индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении
мероприятий по контролю имеют право:
- непосредственно
присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по
вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать
информацию о проводимом мероприятии по государственному контролю (надзору);
- знакомиться
с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем
ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями
должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
- обжаловать
действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля
(надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
- на
возмещение убытков, понесенных при проведении государственного контроля
(надзора).
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Особенности защиты прав лицензиата
Особенности заключения трудового договора с религиозной
организацией и его изменения - Трудовой кодекс
Особенности заключения трудового договора о
выполнении сезонных работ
Особенности землепользования
Особенности и закономерности рынка недвижимости - Асаул А.Н. и др., 2001
Особенности избрания в качестве меры пресечения
заключения под стражу
|