В.Т.Батычко
Административное право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.
Лекция 6. Государственное управление
6.4. Правовые акты управления
В юридической литературе единой
дефиниции понятия акта управления нет. Одни считают, что акты — это
государственно-властные предписания, другие, — что акты — особые юридические
формы исполнительно-распорядительной деятельности.
Правовые акты государственного
управления регулируют властные действия государственных органов и органов
некоторых общественных организаций, совершаемые ими на основе и во исполнение
закона, в процессе выполнения функций государственного управления и направленные
на установление, изменение, отмену правовых норм или возникновение, изменение,
прекращение конкретных правоотношений.
Акты управления обладают
характерными чертами.
• Акту правления — правовой акт,
его издание — юридическая форма исполнительно-распорядительной деятельности.
• Он содержит государственно-властный
характер и является выражением компетенции данного органа.
• Акт управления — одностороннее
веление, поскольку он выражает волю органа, издавшего данный акт.
• Неисполнение акта управления как
правового акта влечет за собой материальную, дисциплинарную, административную
ответственность должностных лиц,
Юридическое значение акта
управления.
• Издание акта управления влечете
определенные правовые последствия, а именно: установление, отмену правовых норм
или возникновение, прекращение административных отношений.
• Акт управления содержит правовые
нормы — общие правила, определяющие поведение должностных лиц и граждан, а
также деятельность предприятий, учреждений, организаций.
• Акты у правления могут выступать
как юридические факты, т.е. обстоятельства, порождающие, изменяющие,
прекращающие те или иные административные правоотношения и др.
• Довольно часто акт управления
является основанием для издания других актов управления. Он может служить доказательством
при рассмотрении некоторых категорий дел в судах и органах управления. Акты управления
не предназначены для управления в области экономического, социально-культурного
строения.
Акты управления бывают
следующих видов:
• нормативные, общенормативные,
индивидуальные, смешанные;
• общей, специальной, отраслевой,
межотраслевой компетенции. Общая компетенция является самой сильной по
юридической силе;
• федеральные акты, субъектов РФ,
локальные акты .
Кроме того, выделяют такие
виды, как:
• распоряжения — по вопросам
внутренней деятельности данного органа;
• постановления — по всем иным
вопросам. Главным образом они имеют нормативный характер, содержат решения
основных вопросов, входящих в полномочия данного органа;
• приказ — правовой акт
функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам компетенции
органа, издается руководителем;
• инструкция — правовой акт,
определяющий порядок деятельности в какой-либо сфере;
• указание — правовой акт
оперативного характера.
Акты государственного
управления отличаются от других актов иных органов.
Акт государственного управления от
закона отличается тем, что носит подзаконный характер, издается на основе и во
исполнение закона. Закон имеет высшую юридическую силу. Под юридической силой
акта того или иного органа понимается его соотношение с правовыми актами других
органов.
Юридическая сила правовых актов
государственных органов определяется местом этих органов в государственном
аппарате и полномочиями по осуществлению функций государства, однако это не
означает большую или меньшую значимость этих актов. Степень юридической силы
актов — это не только мера обязательности исполнения, а вопрос внутреннего
взаимоотношения, взаимосвязей актов между собой. Высшая юридическая сила закона
заключается в том, что никакой акт государственного управления не может отменить
или изменить закон. Законом же может быть оказано влияние на акт (отмена и
т.п.). Акты отличаются юридическими свойствами, основанием и порядком принятия.
Акт управления и судебный
акт. Судебные акты являются правовой формой выражения правосудия.
Судебный акт есть акт применения нормы права к отдельным фактам нарушения права
или спора, связанным с нарушением прав и законных интересов граждан,
государственных и общественных организаций. Поэтому судебный акт — это
индивидуальный акт применения, он не содержит правовых норм. Акт управления же
издается не как реакция на нарушения, и сфера применения его шире, она
охватывает широкий круг взаимоотношений, возникающих вследствие управления.
Судебный акт издается судами.
Акты управления многими
органами. Процедура принятия, форма, порядок вступления в силу, отмена
и приостановление строго регламентируются нормами закона. Судебные акты обычно
применяются в коллегиальном порядке, а значительная часть актов управления принимается
единоначально. Но в свою очередь судебные акты являются одним из средств,
обеспечивающих исполнение актов управления.
Акт управления и
прокурорский надзор. По юридическим свойствам и основаниям принятия
акты прокурорского надзора являются формой реагирования прокурора на нарушение
закона. Они не содержат в себе новых норм права, а также предписаний
управленческого характера.
Акт управления и гражданские
договоры. Акт управления является выражением воли одного, а гражданские
договоры — нескольких человек. Акт управления — односторонний властный акт, а
договор — это договор взаимного соглашения нескольких сторон.
Акт управления и служебные
документы. Служебные документы (справки, докладные, стенограммы) не
имеют юридического значения, но они являются источником информации. На
основании служебных документов, также как и документов, имеющих юридическое
значение, могут быть приняты акты государственного управления.
Акты управления и акты
общественных организаций. Акты общественных организаций издаются от
имени коллектива этой организации и являются обязательными для исполнения только
в пределах данной организации. Они не имеют юридически властного характера.
Акты управления и
управленческие решения. Управленческое решение — это мыслительный акт,
сформулированная идея, которая позднее облекается в форму устных или письменных
юридических актов. С точки зрения содержания, акты управления — это
управленческое решение, с помощью которого осуществляются права и обязанности
граждан.
Особенность актов государственного
управления состоит в том, что они определяют обязанности граждан, организаций и
должностных лиц, не находящихся в служебных отношениях. Они распространяются на
всех лиц независимо от подчиненности и именно в этом смысле имеют
общеобязательный характер. Учитывая общеобязательный характер санкций,
законодатель ограничил круг органов управления, управомоченных устанавливать
соответствующие правила (круг органов строго ограничен).
Сам порядок принятия таких актов
урегулирован нормами права: должны указываться сроки действия, территория, на
которую распространяется, и т.д.
Акт должен быть
опубликован, иначе он не имеет силы, но некоторые нормативно-правовые акты все
же могут не публиковаться (если они затрагивают сферу секретных интересов государства).
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Правовые акты Президента
Правовой статус судей (Батычко В.Т., 2009)
Правовой статус личности: понятие, виды, структура
Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
Правовые основы аудиторской деятельности в РФ (Фролова Т.А., 2009)
Правовые основы банковского кредитования
|