В.Т.Батычко
Административное право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.
Лекция 1. Административное право как отрасль права
1.1. Понятие, предмет и метод административного права
Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой
совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления
государственно-управленческой
деятельности.
Как самостоятельная отрасль
российского права административное
право имеет свой предмет.
Предмет
административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной
власти.
Субъектами таких
отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой —
они же или граждане, государственные
(негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и
другие субъекты права.
Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной
власти, осуществляющей государственное
управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений,
регулируемых нормами
административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых
форм и методов управления,
вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в
сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления.
Предмет
административного права позволяет определить сферу
правового регулирования данной отрасли права. Метод же административного права устанавливает приемы и
способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения,
возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их
регулирования.
Административное право использует для
регулирования административных
отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или
многих) отраслей права.
Сравнивая с методологией общей теории права, можно
сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:
1) предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;
2) запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;
3)
дозволение — юридическое разрешение
совершать те или иные действия в условиях,
предусмотренных правовой нормой, или
воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
Особенности административно-правового
регулирования вытекают из
особенностей предмета административного права и сущности
государственно-управленческой деятельности.
Наиболее характерно для метода
административного права использование
предписания, т.е. прямых средств распорядительного свойства. Свое выражение они
находят в том, что одной стороне
административных отношений предоставлен определенный объем юридически
властных полномочий, адресуемых другой стороне.
Административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из
участников административных
отношений (властеотношений).
Все методы правового регулирования принято делить на
императивные и диспозитивные. Административное право использует и те и другие,
отдавая предпочтение первым.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Понятие, предмет и метод Конституционного права РФ
Понятие, предмет и источники семейного права. Порядок заключения и расторжения брака - Хомутов Е.Б., 2012
Понятие, основные цели и элементы таможенного тарифа
Понятие, предмет и метод международного частного права
Понятие, предмет и метод муниципального права (Батычко В.Т., 2010)
Понятие, предмет и метод российского предпринимательского права
|