В.Т. Батычко
Предпринимательское право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.
Тема 1. Предмет, метод, источники и принципы российского предпринимательского права
1.1. Понятие, предмет и метод российского предпринимательского права
Предпринимательское
право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих
предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе
некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию
экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.
Предметом любой
отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами. Предмет
предпринимательского права - это регулируемая им совокупность отношений,
складывающихся в процессе предпринимательской деятельности.
В предмет
предпринимательского права входят:
-
профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с
целью извлечения прибыли;
-
отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и т. п.;
-
предпринимательская деятельность организационно-имущественного характера
по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью;
-
хозяйственно-правовое регулирование предпринимательской деятельности;
-
государственное воздействие на субъектов, осуществляющих
предпринимательскую деятельность.
Под методом предпринимательского права понимают
совокупность приемов и способов воздействия на отношения, составляющие предмет
предпринимательского права.
Поскольку российское предпринимательское право является
комплексной отраслью права, объединяющей нормы как гражданского, так и
административного права, его методы разнообразны:
-
императивный метод - метод жестких властных предписаний, исчерпывающе
регулирующих отношения (например, предписания антимонопольных органов,
обязанность предпринимателей зарегистрироваться, платить налоги и т.д.);
-
диспозитивный метод - предоставляет субъектам свободу выбора
определенного варианта поведения (например, в ряде случаев ГК РФ предоставляет
предпринимателям возможность определять некоторые условия договоров по
соглашению сторон) и др.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в
предпринимательском праве используется императивно-диспозитивный метод
правового регулирования.
Урегулированные
нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе
осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие
государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными
правами и обязанностями, являются предпринимательскими правоотношениями. Они
представляют собой правовую связь между субъектами, содержание которой
составляют субъективные права и обязанности.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Понятие, предмет и метод муниципального права
Понятие, предмет и метод международного частного права (Батычко В.Т., 2011)
Понятие, предмет и метод административного права
Понятие, предмет и метод семейного права
Понятие, предмет и метод таможенного права России (Батычко В.Т., 2005)
Понятие, предмет и метод уголовного права
|