МАРКЕТИНГ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки маркетолога.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
V. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
6. Методы анализа данных и прогнозирование в маркетинговых исследованиях
Анализ данных начинается с перевода «сырых» данных в осмысленную информацию
и включает их введение в компьютер, проверку на предмет ошибок, кодирование,
представление в матричной форме (табулирование). Все это называется преобразованием
исходных данных.
Далее проводится статистический анализ. Выделяют пять основных видов статистического
анализа, используемых при проведении маркетинговых исследований:
1. Дескриптивный анализ, в основе которого лежит использование таких
статистических мер, как средняя величина, мода, среднее квадратическое
отклонение, размах или амплитуда вариации.
2. Выводной анализ, заключающийся в использовании статистических
процедур (например, проверка гипотез) с целью обобщения полученных результатов
на всю исследуемую совокупность.
3. Анализ различий, используемый для сравнения результатов исследования
нескольких групп (объектов) для определения степени реального отличия
в их поведении, реакции на одни и те же воздействия и т.п.
4. Анализ связей, направленный на определение систематических связей
переменных, их направленности, силы и т.п.
5. Предсказательный анализ, используемый в целях прогнозирования
развития событий в будущем, например путем анализа временных рядов.
Общая характеристика методов прогнозирования приведена в табл. 6.1.
Таблица 6.1
Общая характеристика методов прогнозирования
Методы
|
Характеристика
методов
|
1.
Качественные
|
С
помощью знаний и интуиции формулируются будущие состояния исследуемой проблемы (увеличение, уменьшение, останется на том же
уровне)
|
1.1.Метод
Дельфи
|
Форма
опроса экспертов, при которой их анонимные ответы обрабатываются в течение
нескольких туров, и после ознакомления всех участников экспертизы с промежуточными результатами получают групповую оценку исследуемой проблемы
|
1.2. Метод
коллективных оценок руководства и специалистов предприятия
(метод
«мозговой атаки»)
|
Основан
на гипотезе, что среди большого числа идей, суждений
имеется несколько, которые отвечают наиболее вероятному ходу будущего
развития спроса. Опирается на неформальный анализ. Применяется в форме обмена мнениями специалистов о тенденциях развития спроса на товары, производимые предприятием
|
1.3. Метод
сценарного развития
|
Подготовка
и согласование представления о проблеме (например,
о тенденциях развития спроса на товар с учетом влияющих
на него факторов). Сценарии пишутся экспертами
вначале индивидуально, а затем согласовываются
|
Окончание табл. 6.1
2.
Количественные
|
Количественная
оценка будущего состояния объекта исследования на основе
данных прошедших периодов и действующих факторов
с помощью математических методов
|
2.1
.Экстраполяция
временного
ряда
|
Проекция
временного ряда на будущие периоды времени, т. е. распространение тенденций, установленных в
прошлом, на будущий период
|
2.2. Экономико-математическое
моделирование
|
Построение
экономико-математической модели в виде некоторой функциональной зависимости величины показателя от определяющих его факторов
|
2.2.1. Прогноз
на основе индикаторов
|
Оценка
хода развития процесса на базе одного или нескольких известных индикаторов (показателей), например смежных отраслей промышленности
|
2.2.2. Корреляционный
и регрессионный анализ
|
Определение
направления и силы связи между независимыми
переменными и зависимой переменной. Построение однофакторной и многофакторной регрессионной модели
|
3. Комбинированные методы
|
Используя
результаты прогнозов, полученные различными
методами, рассчитывают интегрированный прогноз
в виде точечной или интервальной оценки
|
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Методы административного воздействия и их характеристика
Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Методология оценки инвестиций
Методология и методы экономической теории
Методы анализа и
прогнозирования временных рядов
Методы анализа инвестиционных проектов (Татарова А.В.)
Методы восстановления
зависимостей
|