МАРКЕТИНГ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки маркетолога.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
IV. ЛОГИСТИКА
10. Транспортная логистика
Важность рациональной организации транспортировки грузов
Глобализация экономики сопровождается
небывалыми ранее темпами роста торговли. Мировой объем экспорта за 50 лет вырос
в 10 раз и продолжает увеличиваться более высокими темпами, чем ВВП. Ежедневный
объем валютных операций превышает $1,5 трлн против $15 млрд в 1973 году. В этих
условиях максимально возрастает значение мировой транспортной сети. Транспорт
служит материальной базой производственных связей между отдельными территориями,
выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий
дальнейшее географическое разделение труда.
В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства
материальных услуг. Значительная часть ЛО на пути движения МП от первичного
источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных
транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50 %
от суммы общих затрат на логистику. Этим определяется важность оптимизации движения
МП на этапе транспортировки.
Основные задачи транспортной логистики
Транспортная логистика решает следующие основные задачи:
– создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров
и транспортных цепей;
– совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта
(в случае смешанных перевозок);
– обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
– совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
– выбор вида и типа транспортного средства;
– определение рациональных маршрутов доставки.
Выбор оптимального вида транспорта. Характеристика видов
транспорта
Исходными данными для выбора оптимального вида транспорта для конкретной перевозки
является информация:
– о характерных особенностях различных видов транспорта, их плюсы и минусы;
– о других задачах логистики, связанных с транспортировкой продукции,
таких, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида
упаковки и др.
Выделяют шесть основных факторов выбора вида транспорта:
– время доставки;
– частота отправлений груза;
– надежность соблюдения графика доставки;
– способность перевозить разные грузы;
– способность доставить груз в любую точку территории;
– стоимость перевозки.
Автомобильный транспорт
Сфера применения автомобильного транспорта в России –
внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки,
в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся
грузов.
Преимущества: высокая маневренность и оперативность;
регулярность поставки; менее жесткие требования к упаковке товара по сравнению
с другими видами.
Недостатки: сравнительно высокая себестоимость
перевозок (по максимальной грузоподъемности автомобиля); срочность разгрузки;
возможность хищения груза; возможность угона автотранспорта; сравнительно малая
грузоподъемность.
Железнодорожный транспорт
В условиях России ж/д транспорт наиболее эффективен
для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой
концентрацией грузовых потоков.
Преимущества: сравнительно невысокая себестоимость
перевозки; хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых
погодных условиях; возможность доставки груза на большие расстояния; регулярность
перевозок; возможность эффективной организации погрузочно-разгрузочных работ.
Недостатки: невысокая маневренность.
Морской транспорт
Является самым крупным перевозчиком в международных
перевозках. Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные
перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении).
Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных
прибрежных регионов страны.
Преимущества: низкие грузовые тарифы; высокая провозная
способность.
Недостатки: низкая скорость; жесткие требования
к упаковке и креплению грузов; малая частота отправок; зависимость от метеоусловий.
Внутренний водный транспорт
Внутренний водный (речной) транспорт предназначен
для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния,
а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние
десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически
превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного
для перевозки минерально-строительных материалов.
Преимущество : низкие грузовые тарифы, при перевозках
грузов весом более 100 тонн на расстояние более 250 км этот вид транспорта самый
дешевый.
Недостатки: малая скорость доставки; низкая доступность
в географическом плане из-за ограничений, которые накладывает конфигурация
водных путей; сезонность.
Воздушный транспорт
По своим функциям воздушный транспорт также относится
к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки
на дальние и средние расстояния, хотя и имеет большое значение в транспортировке
ряда ценных, скоропортящихся и срочных грузов.
Преимущества: высокая скорость; возможность
доставки в отдаленные районы.
Недостатки: высокие грузовые тарифы; зависимость
от метеоусловий, что снижает надежность соблюдения графика поставки.
Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт предназначен для перекачки
газа, нефти и нефтепродуктов. Трубопроводный транспорт, в отличие от вышеописанных
универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным
для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной
номенклатуры: газ, нефть и нефтепродукты.
Преимущества: высокая скорость доставки; наиболее
экономически выгодный способ транспортировки нефти и газа.
Недостатки: узкая специализация; частые аварийные
ситуации по причинам нарушений безопасности трубопроводов, хищений цветных металлов,
оборудования с вдольтрассовых сооружений; несанкционированных врезок в трубопроводы;
диверсионных актов; повышенная опасность экологических и социальных последствий
возможных отказов и аварий: возгорания, взрывы, загрязнение природной среды,
большая угроза населению, потери из-за хищений посредством несанкционированных
врезок в нефтепроводы; наукоемкость и капиталоемкость диагностики дефектов,
ремонт, модернизации оборудования, реконструкции и строительства новых трубопроводов.
Плюсы передачи промышленными фирмами части своих функций транспортным
предприятиям
Промышленные фирмы, доверившие часть своих функций
транспортным предприятиям, специализируются на основной своей деятельности для
повышения ее эффективности и готовы оплачивать квалифицированные услуги сторонних
фирм по выполнению ряда ЛФ. Промышленные фирмы видят в этом процессе свою основную
выгоду – снижение суммарных затрат и особенно сокращение фонда заработной
платы. Кроме того, наряду с чисто экономическими факторами грузовладельцы получают
более высокую степень свободы маневра. Так, повышение коммерческой гибкости
очень ценно для отраслей, работающих на распределенных по большим территориям
рынках и несущих потери от несвоевременного переключения товарных потоков в
соответствии с колебаниями спроса.
Политика транспортных
предприятий в области предоставление новых нетрадиционных дополнительных услуг;
политика в области коммуникаций
К политике предоставляемых услуг относятся все решения и действия, направленные
на комплексное осуществление транспортного процесса. Это
означает, что организация перевозок грузов планируется наряду с оказанием
дополнительных услуг клиентам. Это повышает потенциал привлечения клиентуры,
увеличивает прибыль, ускоряет внедрение новейших транспортных технологий,
укрепляет положение на рынке транспортных услуг. Различные предприятий
передают транспортным фирмам следующие функции:
1) выполнение и оформление расчетов за перевозку
грузов;
2) определение цены за перевозку;
3) выполнение складских операций;
4) выбор оптимального маршрута доставки товаров;
5) контроль за грузами, находящимися в пути следования;
6) организация электронного обмена данными между
всеми участниками логистического процесса и хранением информации;
7) контроль за товарно-материальными запасами,
выполнением заказов;
8) эксплуатация парка транспортных средств.
Политика транспортных предприятий в области коммуникаций
имеет цели: 1) информировать клиентов о предлагаемых пакетах услуг и постоянно
оказывать необходимое влияние на клиентуру, чтобы она могла использовать услуги
в возможно большем объеме; 2) способствовать расширению и совершенствованию
взаимодействия транспортных фирм и грузоотправителей на основе использования
вычислительной техники, главным образом с помощью электронного обмена данными.
Логистическая организация транспортных предприятий
требует переосмысления политики с точки зрения того, что сбыт транспортных услуг
большей частью происходит исключительно на рынке покупателей, а не продавцов.
Это подразумевает, что для эффективной деятельности транспортных предприятий
необходимо: постоянное присутствие на рынках спроса; постоянное информирование
клиентов о предлагаемых пакетах услуг; чтобы в информации для клиентов содержалось
нечто новое, например реклама нового маршрута или нового способа перевозок;
организовывать работу с точки зрения рынка покупателей также и в периоды, характеризующиеся
недостатком транспортных мощностей, так как стремление сбыть услуги характеризуется
продолжительным действием.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Транспортная логистика
Транспортная логистика (Ланкин В.Е. и др.)
Транспортная логистика
Транспортные тарифы
Налогообложение предприятия: Транспортный налог
Трансформации бизнеса
|