Зимовец А.В.
Международные транспортные операции: Конспект лекций
Таганрог: Издательство ТИУиЭ, 2008. с.
Лекция 11.
11.1. Транспортная логистика
Транспортировка - это составная часть логистики, включающая операции
перемещения и хранения сырья, запасов, незавершенного производства и конечной
продукции из места происхождения в место потребления.
В зависимости от вида перемещаемых грузов затраты на транспортировку
могут составлять свыше 40% общей стоимости этого товара, например для
строительных изделий относительно небольшой стоимости и крупногабаритной
продукции. Считается нормальным, когда транспортные расходы не превышают 10% от
объема расходов на закупку этих изделий.
Поэтому, в целях оптимизации затрат, при осуществлении доставки грузов,
фирма может использовать различные варианты транспортировки, виды транспорта, а
также различных логистических посредников для организации доставки продукции к
конкретным пунктам. При достаточных объемах перевозимых грузов, часто возникает
вопрос – создавать свой парк транспортных средств или использовать наемный
транспорт. При выборе альтернативы обычно исходят из определенной системы
критериев, к которым относятся:
-
затраты на создание и эксплуатацию собственного парка транспортных
средств (аренду, лизинг подвижного состава);
-
затраты на оплату услуг транспортных, транспортно-экспедиционных фирм и
других логистических посредников в транспортировке;
-
скорость (время) транспортировки;
-
качество транспортировки (надежность доставки, сохранность груза и
т.п.).
Создание собственного парка связано с большими капитальными вложениями в
подвижной состав, производственно-техническую базу для обслуживания и ремонта
транспортных средств и транспортную инфраструктуру. В конечном итоге оно может
быть оправданно в случае получения значительного выигрыша в качестве,
надежности и себестоимости перевозок при больших устойчивых объемах перевозимых
грузов. Как правило, это относится к парку автомобильных транспортных средств.
Однако в любом случае оценка альтернатив должна проводиться комплексно с учетом
возможно большего числа критериев. Поэтому, в большинстве случаев фирмы-производители
прибегают к услугам специализированных транспортных фирм.
Общий алгоритм организации транспортировки включает следующие
логистические процедуры выбора:
-
выбор вида транспортировки;
-
выбор вида (или нескольких видов) транспорта;
-
выбор логистических посредников в транспортировке.
Специфика возникающих при организации перевозок проблем логистики связана
с тем, между какими пунктами должна осуществляться перевозка и имеются ли при
этом альтернативные варианты. В простейшем виде пункты отправки и назначения, а
также перевозимое количество грузов уже определены решением вышестоящих
органов, поэтому не требуется решать вопросы управления перевозками.
Однако организация доставки определенного вида грузов из нескольких
пунктов отправления в несколько пунктов назначения уже предполагает решение
широкого круга оптимизационных задач. Если существуют ограничения максимального
количества отправляемого и принимаемого груза у поставщиков и потребителей,
отличаются расходы на транспортировку для разных путей сообщения, то необходимо
определить оптимальные транспортные связи между поставщиками и потребителями.
Данные вопросы представляют собой классический предмет задач по оптимизации
транспортных потоков.
Дополнительные проблемы оптимизации возникают при следующих ситуациях:
-
ограничена пропускная способность. В этом случае необходимо разработать
планы оптимального использования транспортных средств (например, расписание
работы погрузчика);
-
не определены размер и местоположение складских помещений. При этом на
предприятии в наличии имеется достаточное количество складов и примерно
известно, как часто и куда осуществляются перевозки от места складирования
товаров. Так как для каждого склада частота и стоимость перевозок различны,
возникает задача оптимизации мест хранения и путей транспортировки.
Такие вопросы, как выбор наиболее удобных транспортных средств и
приспособлений для перевозок, а также оборудование транспортных магистралей,
наличие механизмов для погрузочно-разгрузочных работ, являются в большинстве
случаев технической проблемой.
Для каждого конкретного случая доставки груза может быть разработана
транспортно-технологическая схема перевозок, определяющая последовательность
выполнения операций.
Содержание транспортно-технологической цепи для различных условий
перевозок может быть различным. В общем случае цепь включает:
-
сведения о грузе;
-
сведения об используемых технических средствах (автотранспорт,
грузоподъемные механизмы и др.);
-
операционную схему доставки по элементам транспортного процесса с
указанием требуемых механизмов, численности, специальности и квалификации
исполнителей и трудоемкости работ.
Похожие материалы:
Транспортная логистика
Алесинская Т.В. Основы логистики: Контрольные вопросы: Транспортная логистика
Транспортировщик шихты
Транспортная логистика
Алесинская Т.В. Основы логистики: Транспортные тарифы
Транспортный налог
|