МАРКЕТИНГ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки маркетолога.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
IV. ЛОГИСТИКА
1. Логистика. Понятие, цели и задачи
Наиболее широкая трактовка понимает под логистикой управление всеми видами
потоков (материальными, людскими, энергетическими, финансовыми и др.), существующими
в экономических системах.
Логистика как наука разрабатывает научные принципы, методы, математические
модели, позволяющие планировать, контролировать и управлять транспортированием,
складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми
в процессе:
· доведения сырья и материалов
до производственного предприятия;
· внутризаводской переработки
сырья, материалов и полуфабрикатов;
· доведения готовой продукции
(ГП) до потребителя в соответствии с его требованиями;
· передачи, хранения и обработки
соответствующей информации.
Логистика как хозяйственная деятельность – это процесс управления
движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и ГП в хозяйственном
обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя ГП, а также связанной
с этими операциями информацией.
Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальным
потокам (МП) от традиционного заключается:
1) в объединении разрозненных МП в единый сквозной
МП;
2) выделении единой функции управления сквозным
МП:
3) технической, экономической, информационной
интеграции отдельных звеньев логистической цепи (ЛЦ) в единую систему
(на макроуровне – различных предприятий, на микроуровне – различных
служб предприятия).
Выделение МП в качестве объекта управления и связанное с этим абстрагирование
от ряда факторов приводит к некоторому упрощению экономических процессов и к
существенному сокращению размерности задач моделирования. Это позволяет проектировать
сквозные ЛЦ, решать задачи сквозного мониторинга движения грузов, начиная от
первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления
к конечному потребителю, и, в целом, открывает новые возможности формализованного
исследования экономических процессов.
Материальный поток – МП, незавершенная продукция, ГП, рассматриваемые
в процессе приложения к ним различных логистических (транспортировка, складирование
и др.) и технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенные
к определенному временному интервалу. Размерностью МП является отношение размерности
продукции (единицы, тонны, м3 и т.д.) к размерности временного интервала
(сутки, месяц, год и т.д.). МП могут рассчитываться для конкретных участков
предприятия, для предприятия в целом, для отдельных операций с грузом.
Каждому МП соответствует некоторый ИП и ФП. Информационный поток –
это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и других
формах, генерируемый исходным МП в рассматриваемой логистической системе (ЛС),
между ЛС и внешней средой и предназначенный для реализации управляющих функций.
Финансовый поток в логистике понимается как направленное движение финансовых
средств, циркулирующих внутри ЛС, между ЛС и внешней средой, необходимых
для обеспечения эффективного движения определенного МП. Таким образом, специфика
финансовых потоков в логистике заключается именно в потребности обслуживания
процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных
или товарно-нематериальных ценностей.
Помимо материального, информационного и финансового вида потоков выделяют также
поток услуг, представляющий собой количество услуг, оказываемых
за определенный временной интервал. Под услугой понимается особый вид
деятельности, удовлетворяющей общественные и личные потребности (транспортные
услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т.п.).
Объектом изучения логистики являются сквозные МП, потоки услуг и сопутствующие
им финансовые и информационные потоки.
Предметом изучения логистики является оптимизация МП, потоков услуг
и сопутствующих им финансовых и информационных потоков.
Существуют так называемые «шесть правил логистики», которые описывают
конечную цель логистического управления:
1.
Груз – нужный товар.
2.
Качество – необходимого качества.
3.
Количество – в необходимом количестве.
4.
Время – должен быть доставлен в нужное время.
5.
Место – в нужное место.
6.
Затраты – с минимальными затратами.
Задачи логистики весьма разнообразны и обусловлены приведенной выше конечной
целью логистического управления. Их классификация и примеры приведены в табл.1.1.
Таблица 1.1
Классификация и примеры задач, решаемых в логистике
Глобальные |
Общие |
Частные |
1.Достижение максимального эффекта функционирования ЛС с минимальными затратами |
1.Создание интегрированной системы регулирования МП и ИП |
1.Снижение уровня страховых запасов |
2.Разработка способов управления движением товаров |
2.Сокращение времени хранения продукции в запасах |
2.Моделирование ЛС и условий их надежного функционирования |
3.Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров |
3.Сокращение времени перевозки |
4.Разработка системы учета и анализа логистических издержек |
4.Определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории |
|
5.Внедрение системы качества на предприятии |
5.Поиски, выбор поставщиков |
|
6.Прогнозирование объемов производства, перевозок, спроса и т.д. |
6.Организация приемки, разгрузки, складирования МР |
|
7.Выявление несбалансированности между потребностями и возможностями |
7.Повышение текущего уровня сервисного обслуживания потребителей |
|
8.Организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей |
8.Выбор места расположения торговой точки |
|
9.Проектирование и оптимизация структуры автоматизированных складских комплексов |
9.Кратковременное увеличение мощности ЛС |
|
10.Внедрение систем управления движением МП MRP, JIT и их модификаций |
10.Устранение непроизводительных участков |
|
11.Планирование мощности ЛЦ |
11.Оформление заказов |
|
12.Контроль МП |
12.Выбор типа торгового посредника |
|
13.Координация деятельности различных подразделений предприятий |
13.Выбор вида транспорта для перевозки грузов |
|
14.Внешняя и внутренняя интеграция |
14.Выбор маршрута перевозки |
|
15. Разработка логистической стратегии |
15.Оформление внешнеторговой сделки |
Логистические операции (ЛО) – самостоятельная
часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью
одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленных
на преобразование материального и/или информационного потоков. К ЛО с МП относят
расфасовку, погрузку, транспортировку, разгрузку, распаковку, комплектацию,
сортировку, складирование, упаковку и др.
Логистическая функция (ЛФ) – это укрупненная группа логистических
операций, однородных с точки зрения цели этих операций и заметно отличающихся
от другой совокупности операций.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Логистика. Задачи и функции логистики
Алесинская Т.В. Основы логистики: Контрольные вопросы: Логистика складирования
Логистика сервисного обслуживания
Логистика: история, понятия, новизна, специфика
Логистические информационные системы (Алесинская Т.В. и др.)
Логистические информационные системы
|