Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Маркетинг

МАРКЕТИНГ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки маркетолога.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.

 
 

IV. ЛОГИСТИКА

1. Логистика. Понятие, цели и задачи

Наиболее широкая трактовка понимает под логистикой управление всеми видами потоков (материальными, людскими, энергетическими, финансовыми и др.), существующими в экономических системах.

Логистика как наука разрабатывает научные принципы, методы, математические модели, позволяющие планировать, контролировать и управлять транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе:
·        доведения сырья и материалов до производственного предприятия;
·        внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов;
·        доведения готовой продукции (ГП) до потребителя в соответствии с его требованиями;
·        передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Логистика как хозяйственная деятельность – это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и ГП в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя ГП, а также связанной с этими операциями информацией.

Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальным потокам (МП) от традиционного заключается:
1)     в объединении разрозненных МП в единый сквозной МП;
2)     выделении единой функции управления сквозным МП:
3)     технической, экономической, информационной интеграции отдельных звеньев логистической цепи (ЛЦ) в единую систему (на макроуровне – различных предприятий, на микроуровне – различных служб предприятия).

Выделение МП в качестве объекта управления и связанное с этим абстрагирование от ряда факторов приводит к некоторому упрощению экономических процессов и к существенному сокращению размерности задач моделирования. Это позволяет проектировать сквозные ЛЦ, решать задачи сквозного мониторинга движения грузов, начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю, и, в целом, открывает новые возможности формализованного исследования экономических процессов.

Материальный поток – МП, незавершенная продукция, ГП, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенные к определенному временному интервалу. Размерностью МП является отношение размерности продукции (единицы, тонны, м3 и т.д.) к размерности временного интервала (сутки, месяц, год и т.д.). МП могут рассчитываться для конкретных участков предприятия, для предприятия в целом, для отдельных операций с грузом.

Каждому МП соответствует некоторый ИП и ФП. Информационный поток – это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и других формах, генерируемый исходным МП в рассматриваемой логистической системе (ЛС), между ЛС и внешней средой и предназначенный для реализации управляющих функций.

Финансовый поток в логистике понимается как направленное движение финансовых средств, циркулирующих внутри ЛС, между ЛС и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного МП. Таким образом, специфика финансовых потоков в логистике заключается именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей.

Помимо материального, информационного и финансового вида потоков выделяют также поток услуг, представляющий собой количество услуг, оказываемых за определенный временной интервал. Под услугой понимается особый вид деятельности, удовлетворяющей общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т.п.).

Объектом изучения логистики являются сквозные МП, потоки услуг и сопутствующие им финансовые и информационные потоки.

Предметом изучения логистики является оптимизация МП, потоков услуг и сопутствующих им финансовых и информационных потоков.

Существуют так называемые «шесть правил логистики», которые описывают конечную цель логистического управления:

1.     Груз – нужный товар.

2.     Качество – необходимого качества.

3.     Количество – в необходимом количестве.

4.     Время – должен быть доставлен в нужное время.

5.     Место – в нужное место.

6.     Затраты – с минимальными затратами.

Задачи логистики весьма разнообразны и обусловлены приведенной выше конечной целью логистического управления. Их классификация и примеры приведены в табл.1.1.

Таблица 1.1

Классификация и примеры задач, решаемых в логистике

Глобальные

Общие

Частные

1.Достижение максимального эффекта функционирования ЛС с минимальными затратами

1.Создание интегрированной системы регулирования МП и ИП

1.Снижение уровня страховых запасов

2.Разработка способов управления движением товаров

2.Сокращение времени хранения продукции в запасах

2.Моделирование ЛС и условий их надежного функционирования

3.Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров

3.Сокращение времени перевозки

4.Разработка системы учета и анализа логистических издержек

4.Определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории

 

5.Внедрение системы качества на предприятии

5.Поиски, выбор поставщиков

 

6.Прогнозирование объемов производства, перевозок, спроса и т.д.

6.Организация приемки, разгрузки, складирования МР

 

7.Выявление несбалансированности между потребностями и возможностями

7.Повышение текущего уровня сервисного обслуживания потребителей

 

8.Организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей

8.Выбор места расположения торговой точки

 

9.Проектирование и оптимизация структуры автоматизированных складских комплексов

9.Кратковременное увеличение мощности ЛС

 

10.Внедрение систем управления движением МП MRP, JIT и их модификаций

10.Устранение непроизводительных участков

 

11.Планирование мощности ЛЦ

11.Оформление заказов

 

12.Контроль МП

12.Выбор типа торгового посредника

 

13.Координация деятельности различных подразделений предприятий

13.Выбор вида транспорта для перевозки грузов

 

14.Внешняя и внутренняя интеграция

14.Выбор маршрута перевозки

 

15. Разработка логистической стратегии

15.Оформление внешнеторговой сделки

Логистические операции (ЛО) – самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков. К ЛО с МП относят расфасовку, погрузку, транспортировку, разгрузку, распаковку, комплектацию, сортировку, складирование, упаковку и др.

Логистическая функция (ЛФ) – это укрупненная группа логистических операций, однородных с точки зрения цели этих операций и заметно отличающихся от другой совокупности операций.

 
 

Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)

Похожие материалы:
Логистика. Задачи и функции логистики
Алесинская Т.В. Основы логистики: Контрольные вопросы: Логистика складирования
Логистика сервисного обслуживания
Логистика: история, понятия, новизна, специфика
Логистические информационные системы (Алесинская Т.В. и др.)
Логистические информационные системы



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру