МАРКЕТИНГ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки маркетолога.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
II.
МЕНЕДЖМЕНТ
4. Организация как
система управления. Жизненный цикл и типы организаций. Стратегическое управление
организацией
Организация (от
позднелат. organize
– сообщаю стройный вид, устраиваю) – объединение индивидов в единое целое для
совместного труда. Данный термин часто употребляют для обозначения совокупности
процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей
между частями целого, а также для внутренней упорядоченности автономных частей
целого.
Модель жизненного цикла организации Адизеса
Основная идея модели заключается в соотнесении развития
организации развитию живого организма. Поэтому и жизненный цикл организации
делится на две фазы — рост и старение. Рост начинается с зарождения и завершается
расцветом, проходя через такие этапы, как «выхаживание», «младенчество», «давай-давай»,
«юность». Старение начинается со стабилизации и завершается «смертью» организации,
проходя через этапы «аристократизм», «ранняя бюрократизация», «бюрократизация».
Продвижение от одной стадии к другой происходит в результате разрешения ключевых
проблем каждого этапа.
Выхаживание (Courtship) — зарождение организации. На этом этапе предприниматель
обсуждает идеи нового бизнеса и принимает решение о его создании. Для успеха
необходимы бизнес-идея и энтузиазм по отношению к ней, готовность взять на себя
риск основания нового дела и высокий уровень обязательств, финансовая поддержка
нового дела и готовность рынка принять новый товар/услугу.
Младенчество (Infancy) — начало деятельности компании. Характерными чертами
организации на этом этапе являются нечеткая структура, небольшой бюджет, отсутствие
отлаженных бизнес-процессов, демократичная персонифицированная оргкультура,
слабая субординация, отсутствие системы приема на работу и оценки исполнения
заданий. Для успеха необходимы постоянный приток денежных средств и преданность
основателя идее построения устойчивой организации. Когда денежные потоки и деятельность
организации стабилизируются, начинается следующий этап ее развития.
«Давай-давай» (Go-go) — стадия быстрого роста. Бизнес-идея начинает приносить
свои первые плоды, преодолевается нехватка денежных средств, увеличивается объем
продаж. Организация работает в «пожарном режиме», чтобы удовлетворить все новые
и новые запросы рынка. В этот период в компании могут появляться и «раскрываться»
множество неординарных личностей.
Юность (Adolescence) — период духовного перерождения организации. Бизнес
перерастает индивидуальные способности и возможности основателя. Формируются
новая структура, стиль работы, организационная культура, основные бизнес-процессы.
Расцвет (Prime) — оптимальная точка «кривой» жизненного цикла, где
организация достигает баланса между самоконтролем и гибкостью. Компания на стадии
расцвета ориентирована на результат и имеет четкую организационную структуру
и систему служебных обязанностей. Четкое планирование сочетается с умением предвидеть
будущее и следовать планам, налицо рост продаж и прибыли. В это же время создается
сеть новых «младенческих» организаций.
Стабилизация — первая стадия старения в жизненном цикле организации.
Еще сильная по уровню своей внутренней организованности, компания уже начинает
терять гибкость. Утрачивается дух творчества, сокращаются инновации и не поощряются
изменения, которые и привели ее к расцвету.
Аристократизм (Aristocracy) — укрепляются система контроля и старые традиции, растет
формализм в отношениях, в организационной культуре преобладают личные интересы
в ущерб целям организации.. Происходят дальнейшие изменения в распределении
влияния: те, кто делит деньги и прочие блага, устанавливают правила и играют
более важную роль, чем люди, которые наращивают бизнес и занимаются производством.
На руководящие посты все чаще назначаются по принципу личной лояльности, а не
профессионализма. Все это происходит на фоне избытка денежных средств, которые,
в основном, вкладываются не в развитие новых направлений, а в поддержание существующего
«статус-кво».
Ранняя бюрократизация (Early bureaucracy)
— этап, на котором организация «забывает» о том, что и как делается и обращается
к вопросу «Кто виноват?». Компания превращает сама себя в оплот бюрократии,
без очевидной ориентации на результат и удовлетворения потребностей потребителей.
Бюрократизация и смерть (Bureaucracy and death) — на последней стадии своего развития организация уже не имеет ни работающей
команды, ни ориентации на результат, ни склонности к изменениям. Она не создает
необходимых для своего самосохранения ресурсов и поэтому обречена.
Глубокие социально-экономические
изменения, развитие демократизации, изменение социальных ценностей, стремление
людей к участию в управлении производством, а также возрастающие сложность и
взаимозависимость организаций и окружающей среды приводят к пониманию, что выработка
плодотворных идей и предложений о перспективах развития организации не является
специальной прерогативой его руководителей или профессиональных плановиков.
Более того, необходимо создать такую систему управления, которая использовала
бы знания, умения и навыки работников всех уровней и подразделений организации.
Одновременно этой системе должна быть адекватна организационная структура управления
фирмы. Это – непременное условие эффективности стратегического управления.
Современный этап перестройки организационных структур управления
фирмами, ориентированными на рынок и на создание структур стратегического менеджмента,
приобретает форму поиска «золотой середины» между централизацией и децентрализацией
властных функций.
Тенденции централизации
и децентрализации в системах управления, в формах планирования и управления
тесно связаны с производственно-хозяйственными характеристиками организаций
и, в первую очередь, с их отраслевой структурой. Там, где производство тяготеет
к одноотраслевому, однопродуктовому, где тесны связи между технологическими
переделами и велики объемы производства, обоснованно применение функциональных
централизованных систем управления. В этих системах ставка делается на четкое
планирование и строгий контроль производственно-хозяйственной деятельности.
В многоотраслевых организациях, к которым относятся
большинство крупных научно-технических и производственных комплексов, где разнообразны
рынки сбыта и технологии производства, слабы внутрифирменные производственно-технологические
связи, где требуются различные рыночные стратегии по каждой группе продукции
и услуг, более целесообразна децентрализация в управлении. Она проявляется в
широкой коммерческой самостоятельности стратегических подразделений фирмы и
менее жестком контроле со стороны высшего руководства, который в основном осуществляется
по финансовым показателям.
Любая организация представляет собой технико-экономическую
и социальную систему, описать которую можно, если определить характер ее взаимодействия
с внешней средой, характер взаимодействия подразделений организации друг с другом
и, наконец, характер взаимодействия индивида с организацией.
На уровне взаимодействия организации с внешней средой могут
реализовываться механистический либо органический подход. Взаимодействие на
уровне подразделений в организации строится с помощью различных типов департаментизации:
традиционная организация, дивизиональная организация, матричная организация;
на уровне индивида его взаимодействие с организацией может придавать ей индивидуалистский
или корпоративный характер.
В последнее время формируются новые типы организаций. К их
числу относятся: эдхократическая организация, многомерная организация, партисипативная
организация, предпринимательская организация и, наконец, организация, ориентированная
на рынок.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Организация использования воздушного
пространства
Организация инструментального хозяйства (под ред. Боровской М.А., 2008)
Организация инструментального хозяйства
Организация коммуникативной политики в Интернете
Гончарук В.А. Развитие предприятия: Организация контроля
Организация либо содержание
притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их
аналогов
|