МАРКЕТИНГ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки маркетолога.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
I. ЭКОНОМИКА
38. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики
Углубляющаяся социальная дифференциация населения требует усиления социальной
составляющей курса проведения рыночных реформ в России. В сложившихся
условиях преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение
следующих основных целей:
– обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимого
населения;
– реализацию всеобщей доступности и общественно приемлемого качества
базовых социальных благ;
– создание экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных
доходов иметь более высокий уровень социального потребления, включая жилье,
качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень
жизни в пожилом возрасте;
– формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих
возможность для максимально полной мобилизации средств населения и предприятий,
эффективного использования этих средств, и на этой основе – предоставление
высокого качества и возможностей широкого выбора населением социальных
услуг.
Предлагаемая правительством
программа социальных реформ призвана дать ориентиры, которые позволяют строить
социальную политику исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей.
Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем,
а катализатором экономического роста.
Экономика страны имеет определенную
структуру – соотношение между сферами экономики, ее отраслями,
регионами и фирмами. К началу переходной экономики (1991 г.) структура российской экономики была крайне деформирована:
1) гипертрофия оборонной и добывающей промышленности; неразвитость производства
потребительских товаров и сферы услуг, наличие избыточных мощностей в обрабатывающей
промышленности; 2) затратный характер экономики, низкий уровень технологий и
прямые потери ресурсов из-за неразвитости производственной инфраструктуры; 3) зависимость от импорта товаров и услуг при слабо диверсифицированном
экспортном потенциале.
Главными задачами структурной политики сегодня являются:
1) качественное обновление технологий, создание источников долговременного
роста;
2) перераспределение ресурсов в пользу развития потребительского сектора
экономики.
Цели и механизмы структурного маневра на краткосрочную (3-5 лет) и долговременную
(10–50 лет) перспективы различны. В краткосрочный период можно рассчитывать
на более эффективное использование имеющихся производственных мощностей
и вовлечение в производство дополнительных ресурсов (природных, людских).
Долговременный период решает другие задачи: коренное обновление технологий
и переход на эффективный наукоемкий, незатратный, эколого-защитный тип
экономического роста; сокращение неэффективного капитального строительства;
социальная переориентация экономики. В этой связи должны произойти следующие
структурные сдвиги в экономике:
1) ускоренное развитие гражданского сектора экономики за счет сокращения
оборонного сектора, или за счет так называемой конверсии;
2) развитие комплекса отраслей, обеспечивающих эффективное функционирование
научно-технического потенциала страны;
3) создание современной производственной инфраструктуры – информационного,
энергетического, транспортного и складского обеспечения.
В целях решения названных
задач целесообразно развивать рыночную систему управления экономикой. А это
означает укрепление господства частной собственности на основе конкуренции,
системы рынков, цен и открытости экономики. Открытая экономика – экономика,
участвующая во внешней торговле. Степень открытости экономики оценивается долей
ее международного (внешнеторгового) сектора в ВВП.
В товарной структуре российского
импорта сохраняется перекос в сторону потребительской сферы. Отличительной
чертой современного периода является переориентация с ввоза сырья для легкой
и пищевой промышленности (зерна, тканей, хлопка-сырца) на импорт готовых потребительских
товаров, имеющих высокий уровень доходности (прежде всего продуктов питания).
Такая высокая степень зависимости от импорта продовольствия, с одной стороны,
создает потенциальную угрозу для экономической безопасности страны. С другой
стороны, нельзя не видеть, что в результате непродуманной внешнеторговой политики
западные производители зачастую сбрасывают на внутренние рынки России продукцию,
достаточно дешевую, но нередко уступающую по качеству отечественной.
В товарной структуре российского
экспорта преобладают топливно-сырьевые ресурсы.
Внешнеэкономическая политика России в начале третьего тысячелетия будет направлена
на обеспечение:
– наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы
на мировые рынки;
– эффективной защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;
– доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение
для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары
и услуги, производство которых отсутствует или ограничено);
– благоприятного платежного баланса страны;
– эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой
добавленной стоимостью;
– соблюдения принципа взаимности – благоприятного баланса взаимных
уступок и обязательств.
Присоединение России к ВТО
позволяет ей принимать участие в выработке решений нового раунда многосторонних
торговых переговоров, и самое главное – на условиях, устраняющих дискриминацию
России на внешних рынках.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Структурная схема ПИ
Орлов А.И. Эконометрика: Структура эконометрики
Структура цикла создания и освоения новых товаров
Структурные элементы основ местного самоуправления
Струнонавивальщик (Выпуск №59 ЕТКС )
Струнщик
|