МАРКЕТИНГ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки маркетолога.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
I. ЭКОНОМИКА
32. Кредитно-денежная политика: цели и инструменты. Политика дорогих и дешевых денег
Кредитно–денежная политика – часть общей макроэкономической политики, которая
влияет на монетарные факторы нестабильности.
Кредитно–денежная политика – совокупность мероприятий,
предпринимаемых правительством в кредитно–денежной сфере с целью регулирования
экономики.
Цели кредитно–денежной политики:
1) устойчивые темпы роста национального производства;
2) стабильные цены;
3) высокий уровень занятости населения;
4) равновесие платежного баланса.
Кредитно–денежная политика осуществляется Центральным
банком страны.
На первом этапе Центральный банк воздействует на
предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором – изменения
в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных
целей.
Эффективность кредитно–денежной политики зависит от выбора инструментов (методов)
кредитно–денежного регулирования. Основными общими инструментами кредитно–денежной
политики являются:
1) изменение учетной ставки;
2) изменение нормы обязательного резервирования;
3) операции на открытом рынке.
Изменение учетной ставки – старейший метод кредитно–денежного регулирования,
в основе которого лежит право Центрального банка предоставлять ссуды коммерческим
банкам под определенный процент, который он может изменять, регулируя тем самым
предложение денег в стране.
При понижении учетной ставки (r)
увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды (Dм),
которые они могут использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную
массу. Рост предложения денег (Sм) ведет к снижению ставки ссудного процента (%), по
которому коммерческие банки предоставляют ссуды предпринимателям, населению.
Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства (Y) (политика “дешевых денег”)
.
При повышении учетной ставки происходит обратный
процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды Центрального банка, что замедляет
темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента.
“Дорогой ” кредит предприниматели берут реже, а значит меньше средств вкладывается
в развитие производства (политика “дорогих денег”)
.
Изменение нормы обязательных резервов (часть вклада
в коммерческий банк, которая необходима для обеспечения гарантии выплаты денег
вкладчикам в случае банкротства) позволяет Центральному банку регулировать предложение
денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов (R) влияет на объем избыточных резервов (Е) (депозит
= R+E, т. е. чем больше R,
тем меньше Е), а значит на способность коммерческих банков создавать новые деньги
путем кредитования.
Если Центральный банк повысил резервную норму, то
коммерческие банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд
(Е) (политика “дорогих денег”)
.
И, наоборот, понижение резервной нормы переводит
часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности
коммерческих банков к созданию денег путем кредитования (политика “политика
дешевых денег”)
Следует учитывать, что повышение или понижение нормы
обязательных резервов изменяет банковский мультипликатор.
Операции на открытом рынке – покупка или продажа Центральным банком государственных
ценных бумаг.
Для применения этого инструмента необходимо наличие
в стране развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, Центральный
банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку, и , следовательно,
на предложение денег.
Для увеличения денежной массы он начинает покупать
ценные бумаги у коммерческих банков и населения, что позволяет коммерческим
банкам увеличить резервы, а также выдачу ссуд и увеличить предложение денег
(политика “дешевых денег”).
Если количество денег в стране необходимо сократить,
Центральный банк продает государственные ценные бумаги, что ведет к сокращению
кредитных операций и денежной массы (политика “дешевых денег”).
Операции на открытом рынке являются наиболее важным,
оперативным средством воздействия Центрального банка на кредитно–денежную сферу.
В зависимости от состояния экономики страны Центральный
банк может выбрать следующие типы кредитно–денежной политики и определенные
цели. В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег”, направленная
на сокращение денежной массы: 1) повышение учетной ставки, 2) увеличение нормы
обязательного резерва, 3) продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке.
Политика “дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования.
В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится
политика “дешевых денег”. Оно заключается в расширении масштабов кредитования,
ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения
денег. Для этого центральный банк:
1) снижает учетную ставку;
2) сокращает резервную норму;
3) покупает государственные ценные бумаги.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Кредитно-денежная политика: цели и инструменты. Политика дорогих и дешевых денег
Кредитная система: сущность и устройство (Фролова Т.А.)
Кредитная система: сущность и устройство
Кредитные организации,
осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета
Кредитные услуги (Фролова Т.А.)
Кредитные услуги
|