МАРКЕТИНГ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки маркетолога.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
I. ЭКОНОМИКА
25. Инфляция и ее виды. Кривая А. Филлипса
Инфляция – избыток денег в обращении, ведущий к их обесцениванию
и росту цен на товары и услуги. Обесценивание проявляется по отношению к золоту,
товарам, иностранным валютам.
Инфляция означает рост общего уровня цен, измеряемого индексом цен:
где, Р0 – уровень цен в базисном году ( какой-либо предыдущий год);
Р1 – уровень цен в текущем году.
Инфляция, дезорганизуя рыночные процессы, «взрывает» и производство, и потребление,
усиливает социальную напряженность в обществе.
По характеру протекания различают открытую и подавленную инфляции.
Первая присуща странам рыночной экономики, вторая – экономике с административным
контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль не позволяет проявиться инфляции
в росте цен (внешне они стабильны), что приводит к товарному дефициту.
По темпам инфляции выделяют умеренную инфляцию (рост цен составляет
менее 10 % в год); галопирующую (рост цен – от 10 до 200 %
в год); гиперинфляцию (рост цен – более 200 % в год); суперинфляцию
(рост цен – более 50 % в месяц).
В мировой практике известны два вида инфляции: спроса и предложения.
Инфляция спроса возникает как следствие избыточных совокупных расходов (AD1
-> AD2), (например, из-за роста
зарплаты) в условиях, близких к полной занятости (Qf.e). Рост AD стимулирует не столько объемы производства, сколько рост
цен (Р1 -> Р2) (рис. 25.1,а).
Рис. 25.1. Инфляция спроса (а) и инфляция
предложения (б)
Инфляция предложения (издержек) возникает как следствие повышения средних издержек
на единицу продукции (рост цен на сырье, ресурсы), что ведет к сокращению совокупного
предложения (AS1->AS2),
(рис. 25.1,б). В этом случае цены растут (Р1 -> Р2),
а объем производства сокращается (Q1 -> Q2).
Данные статистики свидетельствуют о том, что между инфляцией и занятостью
существует обратная связь. Эту зависимость в 1958 г. определил английский экономист
А. Филлипс. В соответствии с его концепцией, инфляция в определенный промежуток
времени снижает безработицу (короткий период).
Рис. 25.2. Кривая А.Филлипса
Так, например, если правительство рассматривает уровень безработицы как очень
высокий, то с целью увеличения занятости проводит политику, стимулирующую AD.
Необходимость удовлетворения возросшего спроса ведет к расширению производства
и созданию новых рабочих мест, безработица снижается до уровня U2 (рис. 25.2).
При этом цена возрастает до Р2, т.е. увеличивается инфляция. Если
правительство проводит антиинфляционную политику цены снижаются до Р3,
а безработица – до U3. Если инфляция продолжается
более длительное время (свыше 5 лет), она может расти, несмотря на высокий уровень
безработицы.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Инфляция и безработица
Интонировщик (Выпуск №59 ЕТКС )
Интерфейсы НЖМД
Инфляция и ставки процента
Информатор судоходной обстановки (Выпуск №52 ЕТКС)
Информационная логистика
|