МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки менеджера.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
III. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
1. Сущность стратегического менеджмента
Основные этапы стратегического управления фирмы
Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия
компании. Формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий
являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента
компании. Основными этапами стратегического управления являются:
1. Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы.
2. Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные
цели деятельности.
3. Определение стратегии достижения целей деятельности.
4. Разработка и реализация стратегии.
5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих
воздействий.
Взаимосвязь этих этапов показана на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Процесс стратегического менеджмента
Главные компоненты процесса стратегического менеджмента включают определение
назначения, главных целей организации, анализ внешней и внутренней сред организации,
выбор стратегии на уровне СЗХ и корпорации в соответствии с ее сильными и слабыми
сторонами и внешними опасностями и благоприятными возможностями, приспособление
организационных систем управления к выбранной организацией стратегии.
Требования к стратегическому менеджеру
В условиях современной сложной и быстроизменяющейся обстановки, основополагающая
роль отводится тем, кто управляет разработкой стратегии, т.е. стратегическим
менеджерам. По мнению Э. Враппа (университет Чикаго), наиболее удачливые
стратегические менеджеры должны обладать следующими качествами:
– быть хорошо информированными, что предусматривает возможность принятия
широкого диапазона управленческих решений на разных уровнях управления. Менеджеры
должны создать сеть источников информации в различных частях организации, что
даст им возможность оставаться в пределах оперативных реальностей;
– уметь управлять своими временем и энергией, а, следовательно, эффективно
распределять и знать, когда надо делегировать ответственность, а когда надо
включаться в частные решения;
– быть хорошими политиками, обладать искусством достижения консенсуса
на основе своих идей, а не "давить" авторитетом для их продвижения,
действовать как член или лидер коалиции, а не как диктатор;
– не должны, как эксперты, "зацикливаться". Изменяющийся мир
требует от стратегического менеджера определенной гибкости. Он должен быть готовым
к маневру и адаптации к складывающейся обстановке. Это не означает, что фирма
должна действовать без определенных целей, но надо быть готовым к их корректировке;
– способствовать продвижению программы в частных направлениях.
Задачи стратегического менеджера
Стратегический менеджер – личность, которая накладывает отпечаток на деятельность
организации, на ее главные самостоятельные подразделения. Основная задача стратегического
менеджера заключается в обеспечении деятельности организации (сохранении "здоровья"
организации) при движении в определенном направлении.
В широком смысле задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать ту структуру,
которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим
на нее внутренним и внешним факторам. «Наилучшая» структурa – это та, которая наилучшим образом позволяет организации
эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять
и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности
клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
Часто стратегических менеджеров называют комплексными менеджерами. Они отличаются
от функциональных менеджеров, которые обеспечивают реализацию отдельных функций
бизнеса (кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет),
и занимают уникальное положение в компании, управляя организацией в стратегическом
смысле.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Сущность стратегического менеджмента
Сущность рынка (Фролова Т.А.)
Сущность рынка
Сущность управления материальными ресурсами
Сущность, задачи и общие условия участия прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел (Батычко В.Т., 2009)
Сущность, задачи, объекты, предмет и полномочия прокурора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
|