МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки менеджера.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
II. ОСНОВЫЕ МЕНЕДЖМЕНТА
3. Управление социально-экономическими системами (организациями)
Организация (от позднелат.
organize – сообщаю стройный вид, устраиваю)
– это группа людей, деятельность которых сознательно
координируется для достижения общей цели или целей. Основными составляющими любой организации являются: люди,
входящие в данную организацию; задачи, для
решения которых данная организация существует; управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал
организации для решения стоящих перед ней задач.
Миссия организации – выражение ее философии и смысла существования.
Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения
руководств, устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния
организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет
полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации
целей организации. Миссия каждой компании
определяется пятью элементами: история, существующие предпочтения владельцев и управляющих, рыночная
среда, ресурсы, определенные деловые способности и возможности.
Конечные состояния, к которым стремится
организация, фиксируются в виде ее целей – отдельных характеристик организации,
на достижение которых направлена ее деятельность. Существует два типа: долгосрочные
и краткосрочные. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для
долгосрочных, конкретизация и детализация в вопросах достижения. Если возникает
необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще
и промежуточные цели, которые называются среднесрочными.
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность
устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие
организации как единого целого. Организационная структура аппарата управления
– форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и
должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или
работ, наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность
за выполнение закрепленных за подразделением функций. Организационная структура
регулирует: разделение задач по отделениям и подразделениям; их компетентность
в решении определенных проблем; общее взаимодействие этих элементов. В рамках
организационных структур протекает весь управленческий процесс, а, следовательно,
и движение потоков информации, в котором участвуют менеджеры всех уровней.
Любая организация имеет свою внутреннюю среду и среду внешнюю, в которой
осуществляются ее операции. Внутренние переменные – это цели, структура,
задачи, технология, люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей
совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение
одной из них в определенной степени влияет на все другие.
Организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении
поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей, что обуславливает
необходимость анализа внешней среды. К внешней среде организации
относят поставщиков, конкурентов, покупателей, партнеров по бизнесу, государство
и его структуры, культуру, мораль, традиции, экономические и политические факторы,
международное окружение.
Выделяют внешнюю среду прямого воздействия (поставщики, конкуренты,
покупатели, партнеры по бизнесу, государство и его структуры) и внешнюю среду
косвенного воздействия (культура, мораль, традиции, экономические и политические
факторы, международное окружение).
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают
и в конце концов прекращают свое существование. Умеющие адаптироваться –
процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее
других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком
этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль
руководства соответствует этому этапу. Жизненный цикл организаций –
определенная последовательность предсказуемых изменений состояний организации
в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют
отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного
этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными (рис.3.1).
Рис.3.1. Основные этапы жизненного
цикла организации
Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного
цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно
используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным
целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.
Процесс управления организациями
представляет собой последовательность действий
работников аппарата управления, направленных на достижение целей организации. Следует иметь
в виду, что он носит циклический,
спиралевидный характер, т.е. процесс менеджмента начинается с момента установления взаимосвязей
между субъектом и объектом управления и заканчивается только с их исчезновением.
Процесс менеджмента можно рассматривать с двух точек зрения:
1) с содержательной, анализируя сущность (содержание) и последовательность
деятельности на каждом из этапов процесса управления;
2) с информационной, анализируя процессы обработки, передачи и хранения
информации, происходящие в системе управления.
С содержательной точки зрения в процессе
менеджмента можно
выделить следующие этапы: прогнозирование, планирование, организация, координация,
стимулирование (мотивация),
учет и контроль, анализ.
С информационной точки зрения процесс управления представляет собой последовательность
следующих этапов:
1) сбор первичной (начальной) информации;
2) ее регистрация, передача и сохранение на информационном носителе;
3) логическая и математическая обработка первичной информации, в
результате чего получается синтетическая информация, которая может быть
оформлена в виде документа;
4) предоставление синтетической информации субъекту управления;
5) если субъект управления считает, что предоставленной информации
достаточно для принятия управленческого решения, то осуществляется переход
к пункту (6), в противном случае происходят сбор дополнительной первичной
информации, ее регистрация, обработка и предоставление субъекту управления
вновь полученной синтетической информации;
6) принятие субъектом управленческого решения;
7) документальное оформление решения;
8) архивизация документов;
9) доведение решения до исполнителей.
После этого исполнители совершают определенные
действия, что
ведет к изменению состояния управляемого и (или) управляющего объекта, обновлению первичной информации.
В условиях рыночной экономики успешность предприятий зависит от умения выжить, результативности,
эффективности и производительности,
конкурентоспособности организаций,
которые определяются уровнем менеджмента. Конкуренция – ключевое понятие для любых наук, дисциплин, связанных с деятельностью
социально-экономических систем. Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов,
когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие
условия обращения товаров
на соответствующем товарном рынке. Это состязательность, соперничество, борьба
юридических и физических лиц за покупателя, за выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции
как объективного процесса "вымывания" с рынка некачественных товаров и услуг.
В общем и целом необходимость управления
определяется тем, что именно оно определяет
успешную деятельность организаций.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Управление рынком недвижимости
Управление рисками (Ланкин В.Е. и др.)
Управление проектами
Управление средствами Резервного фонда и
Фонда национального благосостояния
Управление судном
судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения - КоАП
Управление судном и другие обязанности капитана
судна
|