МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки менеджера.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
14. Рынок совершенной конкуренции. Эффективность конкурентных рынков
Характер взаимодействия фирм друг с другом на рынке определяется типом рынка
(рыночной структурой). Простейшим и исходным типом рынка является рынок
совершенной конкуренции («чистой конкуренции»), характерными чертами которого
являются:
– на рынке взаимодействует множество покупателей и продавцов;
– предлагаемая ими продукция является однородной;
– фирмы свободно входят на рынок или покидают его;
– поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения
незначительна, фирма приспосабливается к цене, установленной рынком, и
не может ее регулировать.
Кривая спроса отдельной фирмы на таком рынке совершенно эластична и совпадает
с кривой и предельного дохода (рис. 14.1)
.
Рис. 14.1. График предельного
и совокупного дохода
Поведение фирмы на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации
производства, максимизирующем прибыль
.
Воспринимая цену на свой товар как заданную рынком, конкурентная фирма
фактически выбирает объем производства из равенства
.
1. Если при оптимальном объеме производства Qmax, P=MC>AC,
то фирма будет получать экономическую прибыль: (рис. 14.2).
2. При оптимальном производстве МС=Р=АС, фирма получит
нулевую экономическую прибыль, т.е. работает в режиме самоокупаемости (рис.
14.3).
3. Если Р=МС<АС, фирма несет убытки, но будет продолжать функционировать
в краткосрочном периоде (минимизация убытков) (рис. 14.4).
4. Если Р=МС<AVCmin, то фирма покинет данный конкурентный рынок
в поисках более выгодной сферы деятельности (рис. 14.5).
5. В долгосрочном периоде максимум прибыли достигается фирмой при
условии (рис. 14.3); фирма получает
нормальную прибыль и нулевую экономическую, что связано со стабилизацией объема
выпуска в отрасли.
Рис. 14.2. Максимизация
прибыли
|
Рис. 14.3. Равновесие
фирмы в длительном периоде
|
Рис. 14.4. Минимизация
издержек
|
Рис. 14.5. Выход фирмы
из отрасли в короткий период
|
Эффективность конкурентного рынка. Политика в области контроля
над ценами может привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя
и потребителя.
На рис. 14.6 и 14.7 треугольники В и С отражают полные убытки, связанные
с государственным вмешательством в рыночное ценообразование.
Рис.
14.6. Убытки
производителя и потребителя при ценах
(Р1) ниже
равновесного уровня
|
Рис. 14.7. Убытки производителя и потребителя при
ценах (Р2) выше равновесного
уровня
|
Недостатки рынка совершенной конкуренции:
– в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный
источник НТП;
– способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает
требованиям современного покупателя;
– не может распространяться на производство общественных благ;
– вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Рынок рекламы и его участники
Рынок предприятий и поведение покупателей от имени предприятия - Ребрин Ю.И., 2000
Рынок предприятий
Рынок ссудных капиталов
Рынок товаров и кривая IS (Фролова Т.А., 2009)
Рынок труда и заработная плата
|