1. Основы организации
логистических систем
1.7. Логистика как фактор
повышения конкурентоспособности предприятия
Итак, проходя через производственные, транспортные и другие звенья
цепи от начального источника к конечному потребителю, материальный поток,
подобно снежному кому, увеличивается, причем увеличивается в стоимости.
Исследования, которые проводились в Великобритании, показали, что более
70% стоимости продукта, прошедшего весь путь и попавшего уже к конечному
потребителю, «составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой,
упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального
потока».
В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:
- снизить запасы на всем пути движения
материального потока;
- сократить время прохождения товаров
по логистической цепи;
- снизить транспортные расходы;
- сократить затраты ручного труда
и расходы на операции с грузом.
Здесь же приводятся данные Европейской промышленной ассоциации и промышленной
ассоциации США, которые указывают на то, что «сквозной мониторинг материального
потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70%. Сокращение
запасов происходит за счет согласованности действий участников логистических
процессов, повышения надежности поставок, рациональности распределения
запасов.
По данным, приведенным в [1] от двух до пяти процентов в общих затратах
времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку,
составляют затраты времени на собственное производство. Таким образом,
свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Поэтому
логистика рассматривается в качестве фактора повышения конкурентоспособности
фирм. В связи с этим становятся актуальными задачи нахождения способа
контроля издержек и показателей, наиболее корректно отражающих связь
логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирм.
Чтобы определить количественные параметры последствий логистических
решений, необходимы некоторые условия, а именно:
- наличие хорошо отлаженной учетно-информационной
системы;
- проведение комплексного анализа
расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников
логистической цепи, основанного на применении принципа «миссий» и единой
методологии исчисления издержек;
- определение доли прибыли от логистической
деятельности в общей прибыли фирм.
Зарубежная литература, имеющая отношение к экономике, подчеркивает,
что фирмы, которые принимают логистическую концепцию и строят свою стратегию
на ее основе, имеют лучший показатель, отражающий отношение прибыли,
полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу.
Логистика влияет на расходы, связанные с продажей товаров. К таким
расходам относят издержки по выполнению заказов, которые включают затраты
на их обработку, перевозку, складирование грузов, управление запасами,
а также на упаковку грузов, обеспечение рынка и потребителей запасными
частями, послепродажный сервис и другая подобная деятельность. Логистика
также влияет на улучшение положения фирм на рынке, из чего следует увеличение
их доли на нем.
Логистика влияет на инвестиционный капитал через основные элементы
активов и пассивов баланса фирм и предприятий. Так как в наше время
многие фирмы сталкиваются с дефицитом наличности, «такие элементы, как
«наличность и счета дебиторов» являются решающими, с точки зрения ликвидности
фирмы», и являются наиболее важными [2].
Поскольку логистика влияет на оборотный капитал через сокращение запасов
(это запасы сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий),
то, следовательно, логистическое управление зависит от политики предприятия
в отношении уровней запасов, степени контроля и управления этими уровнями.
Одновременно, от политики по закупке сырья и материалов, непосредственно
связанных со счетами кредиторов, оказывается влияние на их оборотный
капитал. Следовательно, интеграция управления закупками и управления
производством – это составная часть логистической стратегии предприятия,
которая в конечном итоге позволяет получить значительный экономический
эффект. Как показали исследования, на предприятиях и фирмах, где постадийное
расходование запасов соответствует плановым потребностям производства
в сырье и материалах, производственные затраты снижаются, а степень
использования инвестированного капитала повышается.
Аренда складов, транспортных средств и других элементов логистической
системы является для арендатора текущими расходами. Замена основного
капитала на текущие расходы достигается привлечением третьих фирм к
выполнению операций по складированию и перевозкам вместо приобретения
собственных средств для их осуществления.
Исследования, выполненные в сфере логистики для широкого диапазона
рынков (от рынков продовольственных товаров до капиталоемкой продукции),
показали, что фирмы-продуценты и посредники располагают достаточно широкими
возможностями для создания предпочтительных условий потребителям. Эти
возможности могут быть реализованы лишь в том случае, если функционирование
логистики в полном объеме ориентировано на рынок.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что цель логистики выходит за
рамки сокращения издержек и увеличения прибыли. Поэтому на данном этапе
концепция конкурентоспособности фирмы [3] заключается в получении конкурентного
преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения их
качества. В дальнейшем, по мере применения данной концепции большинством
фирм, снижение издержек вновь может оказаться первоочередным делом,
но уже на другой основе. Следовательно, повышение конкурентоспособности
фирм за счет логистики – процесс непрерывный и адаптивный.