Г.Я. Гольдштейн
Стратегический инновационный менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,
2004.
6. Сратегия НИОКР
6.1.
Стратегия НИОКР и стратегический менеджмент фирмы как субъекта рынка
Одной из задач стратегического менеджмента корпорации является
управление инновациями в ней, прежде всего посредством решений по отбору проектов
и распределению ресурсов. При этом необходимо обеспечить комплексный процесс
принятия решений от верхнего уровня менеджмента до уровня управления НИОКР.
На практике всегда ресурсы фирмы ограничены и проекты конкурируют
между собой за частные виды ресурсов (оборудование, кадры разработчиков, материалы
и самый дефицитный ресурс - эффективное управление). Поэтому максимизация
вклада всего портфеля НИОКР может достигаться и за счет отказа от проекта,
заманчивого по себе. Стратегия НИОКР на основе максимизации ожидаемой финансовой
отдачи должна учитывать этот фактор, что ведет к ориентации на определенную
технологию, рынок, минимальный риск. Ясно, что такая стратегия может быть
успешной лишь в краткосрочной перспективе. Процесс принятия решений относительно
НИОКР на уровне корпорации иллюстрирован рис. 6.1. Реализация такого процесса
должна включать постоянный диалог между высшим руководством фирмы и руководством
НИОКР.
Стратегия НИОКР играет для НИОКР примерно ту же роль, что стратегия
корпорации для компании в целом (табл. 6.1).
Таблица 6.1
Сравнение функций стратегий корпорации и НИОКР
Сфера влияния
|
Корпоративная стратегия
|
Стратегия НИОКР
|
Ресурсы
|
Распределение между сферами управления
|
Распределение между проектами
|
Цели
|
Определяются экономической обстановкой
|
Определяются положения корпорации на рынке
|
Области бизнеса
|
Продуктово-рыночная стратегия
|
Технико-продуктовая стратегия
|
Объекты планирования
|
Продуктово-рыночный ассортимент
|
Балансировка портфеля проектов
|
Временной аспект
|
Увязка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных аспектов
|
Рис. 6.1. Процесс принятия решений относительно НИОКР
Как известно ([4]), идентификация или определение стратегии
– лишь начальный этап стратегического менеджмента. В целом стратегический
менеджмент инноваций может быть представлен схемой рис. 6.2.
Практически фирма может применять различные типы стратегии.
Наступательная стратегия с высоким риском, высокой окупаемостью требует определенной
квалификации, способности видеть новые рыночные перспективы и уметь быстро
реализовать их в продуктах. Неспособность небольших фирм к осуществлению крупных
НИОКР позволяет предположить, что этим фирмам не хватает обычно ресурсов для
реализации наступательной стратегии. Однако в целом ряде технологических отраслей
мелкие компании могут сконцентрироваться на одном проекте в то время как крупные
фирмы распределят свои усилия на ряд проектов. Рыночный лидер обречен занимать
наступательную позицию, ибо его позиции могут быть подорваны при появлении
научно-технического нововведения.
Защитная стратегия предполагает невысокий риск и пригодна для
компаний, способных получить прибыль в условиях конкуренции, поддерживая норму
прибыли посредством низких издержек. Такую стратегию можно рекомендовать компании
более сильной в маркетинге, чем в НИОКР. Однако и такой компании необходим
достаточный научно-технический потенциал, чтобы быстро ответить на инновации
конкурентов.
Лицензирование иногда называют поглощающей стратегией. Даже
самые крупные компании не могут создать полного фронта НИОКР. Лицензирование
может быть и поддерживающей стратегией для небольших фирм, которым трудно
реализовать внедрение крупного нововведения. Альтернативой приобретению технологий
может быть привлечение специалистов.
Рис. 6.2. Стратегическое управление инновациями
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Стратегия НИОКР
Стратегическое логистическое планирование (Алесинская Т.В.)
Стратегическое и оперативное планирование в маркетинге. Последовательность разработки планов маркетинга. Бюджет маркетинга
Стратегия диверсификации
Стратегия и корпоративная культура (Арутюнова Д.В., 2010)
Стратегия и организационная структура
|