Г.Я. Гольдштейн
Стратегический инновационный менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,
2004.
2. Значение как стратегический ресурс
фирмы
2.1.Характеристики
знания как орудия в конкуренции
Обладание доступом к важнейшему ресурсу – возможный путь создания
конкурентного преимущества фирмы. Однако конкуренты могут имитировать его
и разработать методы замены этого ресурса.
Компании, которые обладают суперзнаниями, способны координировать
использование своих традиционных ресурсов или комбинировать их с новыми и
особыми, обеспечивая большую выгоду для потребителей, чем конкуренты. Так
имея интеллектуальные сверхресурсы, ограничения, можно понять, как их использовать
совместно со своими традиционными ресурсами. Следовательно, знания могут составлять
наиболее важный ресурс, а способность получать, интегрировать, накапливать,
сохранять и применять их есть наиболее важный способ создания конкурентного
преимущества. Что в менеджменте знаний делает преимущество устойчивым? Знания,
особенно полученные в результате специфического опыта фирмы, имеют тенденцию
к уникальности и трудны для имитации. Однако в отличие от многих традиционных
ресурсов нелегко выйти на рынок со знаниями в «готовой для использования»
форме. Для того чтобы получить аналогичные знания, конкуренты должны обладать
аналогичным опытом. Они также ограничены в своих возможностях ускорить обучение
даже при больших инвестициях.
Конкурентное преимущество, основанное на знании, устойчиво,
так как чем больше фирма знает, тем больше она может узнать. Устойчивость
в конкурентном преимуществе может приходить к фирме, знающей то, что обеспечивает
возможность синергизма знаний, недоступную конкурентам. Новые знания интегрируются
с существующими в организации для разработки уникального видения и создания
новых, более значимых знаний. Организации, следовательно, должны осуществлять
мониторинг тех областей обучения и экспериментирования, где потенциальный
конкурент может увеличить свои знания. Следовательно, существенность знания,
как основы конкурентного преимущества, идет от знания большего, чем у конкурентов
при наличии временных ограничений для конкурентов в достижении такого же уровня
знаний. В отличие от физических ресурсов знания увеличивают свой экономический
потенциал возврата при использовании, то есть возникает самовоспроизводящийся
цикл. Если организация может идентифицировать те области деятельности, где
ее знания дают ей преимущество в конкуренции, и если эти уникальные знания
способны обеспечить прибыль, то может возникнуть мощное и существенное конкурентное
преимущество фирмы в выделенных областях. Организации должны стремиться использовать
свои возможности обучения для создания или укрепления своих конкурентных позиций,
что обеспечит им преимущество в будущей конкурентной борьбе. Систематический
мониторинг, категоризация и бенчмаркинг знаний не только обеспечат доступность
знаний для организации, но и текущее использование карты знаний для оценки
приоритетов и организации обучения. Такой рычаг позволит соединить усилия
по обучению в «критическую массу» в частных стратегически важных областях
знания.
Когда преимущество в знаниях устойчиво, создание защищенной
конкурентной позиции дает долговременный эффект, а действия в конкуренции
на основе этой позиции требуют соответствующего прогнозирования и планирования.
Долговременное лидерство в конкуренции может основываться на
создании стратегических альянсов и других форм объединения (например, венчурных),
потенциально ускоряющих приобретение знания. Это также объясняет то, почему
угроза технической нестабильности часто приходит извне отрасли или с ее периферии.
Стратегический шанс для фирмы в нестабильной отрасли состоит в разработке
достаточного знания для обеспечения сдвига к новым технологиям и рынкам.
Все это подчеркивает важность бенчмаркинга и оценки сильных
сторон, слабостей, благоприятных возможностей и угроз при текущем состоянии
платформы знаний фирмы, а также того, насколько это платформа обеспечивает
(или ограничивает) первичную благоприятную возможность для фирмы в конкурентной
борьбе. С другой стороны, такая оценка должна сбалансировать долговременные
цели фирмы с развитием платформы ее знаний.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Характеристика уголовного права по Русской Правде
Характеристика производственных фондов (Фролова Т.А.)
Характеристика отдельных видов преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
Характеристики знания как орудия в конкуренции
Характеристики объекта оценки - Асаул А.Н. и др., 2001
Характеристики положения
|