Т.В. Чернова
Экономическая статистика
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,
1999
Глава 1. Предмет и метод статистики
1.1. Предмет, метод и основные категории статистики
как науки
Слово «статистика» имеет латинское происхождение (от status – состояние). В
средние века оно означало политическое состояние государства. В науку этот термин
введен в XVIII в. немецким ученым Готфридом Ахенвалем. Собственно как наука
статистика возникла только в XVII в., однако статистический учет существовал
уже в глубокой древности. Так, известно, что еще за 5 тыс. лет до н.э. проводились
переписи населения в Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала разных
стран, велся учет имущества граждан в Древнем Риме, затем – населения, домашнего
имущества, земель в средние века.
У истоков статистической науки стояли две школы – немецкая описательная и английская
школа политических арифметиков.
Представители описательной школы считали, что задачей статистики является описание
достопримечательностей государства: территории, населения, климата, вероисповедания,
ведения хозяйства и т.п. – только в словесной форме, без цифр и вне динамики,
т.е. без отражения особенностей развития государств в те или иные периоды, а
только лишь на момент наблюдения. Видными представителями описательной школы
были Г. Конринг (1606–1661), Г. Ахенваль (1719–1772), А. Бюшинг (1724–1793)
и др.
Политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью
числовых характеристик – меры веса и числа. Это был принципиально новый этап
развития статистической науки по сравнению со школой государствоведения, так
как от описания явлений и процессов статистика перешла к их измерению и исследованию,
к выработке вероятных гипотез будущего развития. Политические арифметики видели
основное назначение статистики в изучении массовых общественных явлений, осознавали
необходимость учета в статистическом исследовании требований закона больших
чисел, поскольку закономерность может проявиться лишь при достаточно большом
объеме анализируемой совокупности. Виднейшим представителем и основателем этого
направления был В. Петти (1623–1687). История показала, что последнее слово
в статистической науке осталось именно за школой политических арифметиков.
В XIX в. получило развитие учение бельгийского статистика А. Кетле, основоположника учения
о средних величинах. Математическое направление в статистике развивалось в работах англичан
Ф. Гальтона (1822–1911 гг.) и К. Пирсона (1857–1936 гг.), В. Госсета (1876–1937 гг.) более
известного под псевдонимом Стьюдента, Р. Фишера (1890–1962 гг.) и др.
Прогрессу статистической методологии способствовали – труды российских статистиков – А.А.
Чупрова (1874–1926 гг.), В.С. Немчинова (1894–1964 гг.), С.Г. Струмилина (1877–1974 гг.) и
др.
Развитие статистической науки, расширение сферы практической статистической работы привели
к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время данный термин употребляется
в трех значениях:
1) под статистикой понимают отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор,
обработку, анализ и публикацию массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни
(в этом смысле «статистика» выступает как синоним словосочетания «статистический учет»);
2) статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области
общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;
3) статистикой называется отрасль знания, особая научная дисциплина и соответственно учебный
предмет в высших и средних специальных учебных заведениях.
Как и всякая наука, статистика имеет свой предмет изучения статистика изучает количественную
сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, исследует
количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места
и времени.
Свой предмет статистика изучает при помощи определенных категорий, т.е. понятий, которые
отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений
объективного мира.
Основные понятия теории статистики:
1. Статистическая совокупность – это множество единиц изучаемого явления, объединенных
единой качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками.
Таковы, например, совокупность домохозяйств, совокупность семей, совокупность предприятий,
фирм, объединений и т.п.
Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных
признаков ее объектов являются общими для всех единиц.
Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной. Совокупность
может быть однородна в одном отношении и разнородна в другом. В каждом отдельном случае однородность
совокупности устанавливается путем проведения качественного анализа, выяснения содержания
изучаемого общественного явления.
2. Признак – это качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения
свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы:
признаки, имеющие непосредственное количественное выражение, например возраст, стаж
работы, средний заработок и т.д. Они могут быть дискретными и непрерывными;
признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения. В этом случае отдельные
единицы совокупности различаются своим содержанием (например, профессии – характером труда:
учитель, столяр, швея-мотористка и т.д.). Такие признаки обычно называют атрибутивными
(в философии «атрибут» – неотъемлемое свойство предмета). В случае, когда имеются противоположные
по значению варианты признака, говорят об альтернативном признаке (да, нет). Например,
продукция может быть годной или бракованной (не годной); для представителей отдельных возрастных
групп существует вероятность дожить или не дожить до следующей возрастной группы; каждое лицо
может состоять в браке или нет и т.д.
Особенностью статистического исследования является то, что в нем изучаются только варьирующие
признаки, т.е. признаки, принимающие различные значения (для атрибутивных, альтернативных
признаков) или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности.
3. Статистический показатель – это количественная оценка свойства изучаемого явления.
Статистические показатели можно подразделить на два основных вида: учетно-оценочные показатели
(размеры, объемы, уровни изучаемого явления) и аналитические показатели (относительные и средние
величины, показатели вариации и т.д.).
Свой предмет статистика изучает при помощи своего, специфического метода. Общей основой разработки
и применения статистической методики является диалектический метод познания, согласно которому
общественные явления и процессы рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности.
Метод статистики – это целая совокупность приемов, пользуясь которыми статистика
исследует свой предмет. Она включает в себя три группы собственно методов: метод массовых
наблюдений, метод группировок, метод обобщающих показателей.
Статистическое наблюдение заключается в сборе первичного статистического материала,
в научно организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому
объекту. Это первый этап всякого статистического исследования.
Метод группировок дает возможность все собранные в результате массового статистического
наблюдения факты подвергать систематизации и классификации. Это второй этап статистического
исследования.
Метод обобщающих показателей позволяет характеризовать изучаемые явления и процессы
при помощи статистических величин – абсолютных, относительных и средних. На этом этапе статистического
исследования выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются закономерности их развития,
даются прогнозные оценки.
1.2. Органы государственной статистики Российской Федерации
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ руководство статистикой в стране осуществляет Госкомстат
как федеральный орган исполнительной власти.
Госкомстат РФ, его органы в республиках, краях, областях, автономных областях и округах,
в городах Москве и Санкт-Петербурге, других городах и районах, а также подведомственные им
организации, учреждения и учебные заведения составляют единую систему государственной статистики
страны.
Формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических
показателей, установленные Госкомстатом, являются статистическими стандартами РФ.
В соответствии с положением основными задачами Госкомстата России являются:
1) предоставление официальной статистической информации Президенту, правительству, федеральному
собранию РФ, федеральным органам исполнительной власти, общественности;
2) разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей международным
стандартам;
3) координация статистической деятельности в государстве;
4) разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов,
проведение необходимых балансовых расчетов;
Основные функции Госкомстата России состоят в том, что он:
1) организует проведение государственных статистических наблюдений по разработанным им или
согласованным с ним программам, формам и методикам;
2) обеспечивает функционирование ЕГРПО (Единого государственного регистра предприятий и организаций);
3) обеспечивает сбор, обработку, хранение и защиту статистической информации, соблюдение государственной
и коммерческой тайны, необходимую конфиденциальность данных (конфиденциальный – секретный,
доверительный);
4) сопоставляет основные социально-экономические показатели России с аналогичными показателями
других стран, совместно с Центробанком составляет платежный баланс страны;
5) проводит единую техническую политику в области сбора, обработки и передачи статистической
информации, в разработке и формировании федеральных программ по вопросам, порученным Госкомстату.
|