Г.Я.
Гольдштейн
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
11. ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДИТЕЛЮ И ЭФФЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
11.3. Эффективность стиля управления
Успех стиля управления можно оценивать по воздействию на прибыль и издержки.
При оценке надо также использовать критерии, относящиеся к задачам:
- по разработке продукции,
- организации,
- управлению персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность
работой, готовность к перемене работы, чувство собственного достоинства, творческие
качества, инициативность, готовность к учебе).
Наконец, применение стилей управления имеет определенные ограничения (правовые,
этические, ценности предпринимательства).
Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При
этом следует учитывать:
- личные качества (представления о ценностях, самосознание, основная позиция,
отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий
потенциал, уровень образования);
- зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские
элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли
они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально
или в группе, давление сроков);
- организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное
и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость
путей информации и связи, степень контроля);
- условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального
обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и
структуры).
Предпочтительность стиля управления в зависимости от крайних (идеализированных)
ситуаций показана в табл. 11.1.
Таблица 11.1
Характеристики авторитарного и сопричастного стилей управления
Характеристики
ситуаций
|
Стили управления
|
Авторитарный
|
Сопричастный
|
Личные качества
|
Пессимистическое мировоззрение, большая крутизна, стремление к надежности,
мало собственной инициативы.
Исполнение долга.
|
Оптимистическое мировоззрение, малая крутизна, готовность
к риску, высокая собственная инициатива.
Творчество/инновации.
|
Условия постановки задач
|
Четко определенные, большой опыт, плановые задания, индивидуализированные
задания, давление сроков.
|
Слабо определенные, малый опыт, импровизированные задания,
нет давления сроков.
|
Организационные условия
|
Строгая организация,
формальные структуры,
централизованное распределение,
единичная инстанция,
вертикальная информация.
|
«Рыхлая» организация, неформальные структуры, децентрализованное
распределение, множественные инстанции, свободная информация.
|
Условия окружающей среды
|
Кризисная ситуация, авторитарное доминирование ценностей.
|
Процветание
Освобожденные ценности.
|
Если такие идеализированные ситуации присутствуют, то возникает воздействие
на эффективность управления в соответствии с табл. 11.2.
В результате можно сделать вывод, что поведение менеджера должно соответствовать
ситуации, гибкость стиля является важным признаком качества менеджера. Следует
не только менять стиль управления, но и создавать соответственные ситуационные
условия (формировать ситуацию через подбор кадров, изменять оргструктуры и организацию
труда).
Таблица 11.2
Оценки эффективности различных стилей управления
Критерии
эффективности
|
Стили управления
|
Авторитарный
|
Сопричастный
|
Эффективность достижения цели
|
Обеспечение выживания в случае кризиса
Снижение издержек в условиях дефицита времени.
Большие затраты на квалифицированного менеджера
Незаинтересованность сотрудников в экономии средств.
Частое отсутствие менеджера.
|
Использование рыночных шансов через заинтересованных сотрудников.
Снижение убытков в отсутствие менеджера.
Большие затраты на координацию.
|
Эффективность выполнения заданий
|
Быстрые решения.
Решения, приближенные к оптимальным.
Использование творческого потенциала только менеджера.
|
Медленное решение.
Решение с пониманием дела
Использование творческого потенциала менеджера и сотрудников.
|
|
Четкое распределение ролей.
Зависимость от менеджера.
Удовлетворенность авторитарно распределенных сотрудников.
|
Нечеткое распределение ролей.
Независимость от менеджера
Удовлетворенность свободно распределенных сотрудников.
|
Гуманистические факторы
|
Организационные требования к резерву.
Недовольство эмансипированных сотрудников.
Стихийность, потеря инициативы сотрудников
|
Более высокие требования к резерву менеджеров.
Путаница, недовольство среди верящих авторитетам.
Заинтересованность, обязательность, инициативность
сотрудников.
|
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть
Эффективность использования основных фондов (Фролова Т.А., 2009)
Эффективность воспроизводства и использования основных фондов и производственных мощностей
Эффективность стратегического менеджмента
Ювелир (Выпуск №61 ЕТКС )
Ювелир-браслетчик
|