Асаул А.Н., Денисова И.В.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО - ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
(на примере Ленинградской области)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследований, представленных в монографии установлено,
что на развитие ИЖС в сельской местности влияют следующие существующие проблемы
и условия:
практические разработки, применяемые в области развития ИЖС;
законодательная и нормативная база в области финансирования
жилищного (в том числе и индивидуального) строительства;
признание частной собственности на землю Федеральным законом
РФ «Земельный кодекс Российской Федерации»;
тенденция к использованию заемных средств для ИЖС;
содействие государственных (федеральных и региональных) органов
при организации системы развития ИЖС в сельской местности региона;
тенденция развития конкуренции строительных подрядных организаций
при осуществлении ИЖС в сельской местности;
увеличение ввоза сельскохозяйственной продукции и сокращение
ее вывоза;
трудности в закреплении и привлечении рабочей силы в сельской
местности;
развитие применения наиболее эффективных проектов ИЖС, учитывающие
национальные традиции и природно-климатические условия России, в том числе
применение прогрессивных строительных материалов, изделий, конструкций при
реализации индивидуальных проектов жилья с целью их удешевления;
взаимосвязь развития ИЖС с другими плановыми направлениями
развития сельской местности.
Проблемы развития ИЖС невозможно осуществлять обособленно от
других сфер хозяйства региона. В частности необходимо учитывать: пути и формирование
социальной адаптации в агропромышленной сфере, что является одним из факторов
устойчивого развития АПК; задачи ценовой политики в сельской местности в сфере
производства сельскохозяйственной продукции; политику определения региональной
потребности в определенном виде сельскохозяйственной продукции; другие действующие
программы такие как «Зерно», которая призвана обеспечить устойчивое производство
и развитие рынка зерна в России на 2001-2005 гг. и до 2010 г., «Обеспечение
занятости и увеличение доходов сельского населения России»; политику формирования
благоприятного инвестиционного климата в сельской местности; приоритетность
развития личных подсобных хозяйств.
При анализе сложившейся практики развития жилищного строительства
выявлено, что существует ряд проблем, не позволяющих в полной мере заимствовать
существующие модели для реализации их в сельской местности:
1. В России не достаточно развит институт кредитных учреждений,
таких как ипотечные банки и ссудно-сберегательные учреждения, реализующие
свою деятельность именно в области предоставлении кредитных ресурсов на жилищное
строительство или приобретение жилья.
2. В российских условиях инфляции и частых случаях нарушения
банками своих обязательств перед вкладчиками, не многие потенциальные заемщиками
согласятся использовать накопительные вклады и оставлять свои денежные средства
в ожидании ипотечного кредита, ибо в России отсутствует государственная система
поддержки жилищных накоплений и гарантий сохранности вкладов в той форме,
как это имеет место в таких европейских странах как Германия, Франция и т.д.
3. Из уклада сельской жизни в России следует, что сельские жители
не производят длительного накопления средств для строительства жилья, предпочитая
производить отдельные этапы работ на имеющиеся средства.
4. В России недостаточно разработан механизм рефинансирования
и, в связи с этим существуют сложности полноценного функционирования вторичного
рынка ипотечных кредитов, на которых основана двухуровневая модель ипотечного
кредитования.
5. При залоговых взаимоотношениях с сельскими жителями кредитное
учреждение может иметь трудности с реализацией закладных ввиду низкой ликвидности
объектов ипотеки, которые могут предложить сельские жители (например, земельные
участки в отдаленных селах). В связи с этим нецелесообразно обращение
таких закладных на вторичном рынке и затрудняется участие сельских жителей
в двухуровневой модели ипотечного кредитования.
6. Несмотря на то, что российским законодательством предусматривается
возможность обращения взыскания на предмет ипотеки и удовлетворение требований
кредитора в случае невозможности погашения кредита заемщиком, на практике
невозможно осуществить необходимое выселение из заложенного объекта недвижимости
(в случае если предмет ипотеки – жилье).
7. Полное заимствование моделей развития ИЖС других регионов
России не представляется возможным из-за региональных особенностей.
8. Для малообеспеченных семей недостатком является конкретный
адресный характер помощи в приобретении жилья, что не всегда может быть
удобно для сельских жителей, если они предполагают иметь жилье в определенном
месте, связанным территориально с необходимой для них местностью.
Учитывая все вышеперечисленные условия и проблемы, целесообразно
создание единого регионального фонда ИЖС в сельской местности, который использовал
бы уже накопленный положительный потенциал в области развития ИЖС в других
регионах, функционировал на основе действующего законодательства и был бы
единым центром по решению существующих трудностей в ИЖС в сельской местности,
а также различных сопутствующих проблем.
Таким образом авторы предлагают:
1. Сформировать систему управления развитием ИЖС в сельской
местности, в основе которой выделены субъект и объект управления, установлены
подсистемы и элементы, утверждены принципы функционирования, цели и задачи
деятельности, описаны связи в данной системе. В качестве субъекта управления
в данной системе предлагается единый региональный фонд, в основе формирования
принципов и задач деятельности которого должны лежать существующие условия,
в которых предстоит действовать Фонду и проблемы, стоящие перед развитием
ИЖС в сельской местности на момент создания Фонда.
2. Установить цели Фонда, которые направлены на решение таких
проблем в сельской местности как создание необходимых условий для обеспечения
сельских жителей жильем с использованием механизмов долгосрочного кредитования,
развитие конкуренции строительных подрядных организаций, формирование тенденции
к вывозу сельскохозяйственной продукции, а не к ее ввозу, развитие применения
наиболее эффективных проектов ИЖС, учитывающих национальные традиции и природно-климатические
условия России, закрепление в сельской местности молодых специалистов, сохранение
квалифицированных кадров на селе, создание фиксированных рабочих мест для
специалистов с необходимыми помещениями в соответствии с их профессиональными
потребностями.
3. Применить на практике, разработанные авторами модели развития
ИЖС в сельской местности – с использованием залоговых и зачетных отношений;
с участием сельскохозяйственных организаций; с целью привлечения квалифицированных
рабочих кадров в сельскую местность.
Авторами установлено, что финансовая реализуемость деятельности
Фонда возможна при оптимальном варианте сочетания целевого бюджетного финансирования,
льготного кредитования фонда на развитие деятельности, а также вложения собственных
средств, полученных от реализации моделей развития ИЖС в сельской местности.
Выбор процентных ставок и сроков кредитования Фонда обусловлен:
а) необходимостью финансовой реализуемости деятельности Фонда,
подразумевающей обеспечение такой структуры денежных потоков, при которой
на каждом шаге расчета имеется достаточное количество средств для продолжения
этой деятельности;
б) необходимостью развития Фонда до такого этапа деятельности,
когда осуществляется использование только его собственных средств;
в) реальным средним размером платежей в месяц по погашению кредитов
и процентов по ним, исходя из настоящей стоимости индивидуального жилого дома.
Полученные решения позволяют создать и осуществлять деятельность
фонда по развитию ИЖС в сельской местности исходя из реально существующих
региональных условий.
|