Асаул А.Н., Денисова И.В.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО - ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
(на примере Ленинградской области)
Глава IV. Организационное обеспечение развития сферы индивидуального
жилищного строительства в сельских поселениях
4.2 Фонд индивидуального жилищного строительства как
центральное организационное звено
В качестве системы управления развитием ИЖС авторы предлагают
выделить субъект управления системы (Фонд) и объект управления – всю совокупность
множеств вспомогательных элементов (непосредственное окружение Фонда), соединенных
структурно или функционально таким образом, чтобы реализовать определенное
множество целей.
Поскольку Фонд создается как субъект управления системы то,
соответственно, и цели системы управления развитием ИЖС совпадают с целями
создания и деятельности Фонда. Таким образом, в Уставе Фонда должны быть отражены
следующие цели его деятельности:
1. Реализация федеральной целевой программы
«Социальное развитие села на 2002-2006 годы и на период до 2010 года».
2. Создание условий для обеспечения
сельских жителей необходимым жильем.
3. Создание условий для привлечения внебюджетных
источников финансирования для ИЖС.
4. Сохранение квалифицированных кадров в организациях
сельского хозяйства и создание фиксированных рабочих мест.
5. Увеличение объемов сельскохозяйственного производства.
6. Привлечение органов власти к организации работы
Фонда и аккумуляция добровольных взносов предприятий, организаций и граждан.
7. Всестороннее привлечение граждан для участия
в моделях развития ИЖС.
8. Эффективное использование средств на формирование
рынка жилья, как условие перемещения рабочей силы из регионов с высоким уровнем
безработицы.
9. Содействие развитию производственной базы ИЖС
и обеспечение районов жилой застройки объектами инженерно-транспортной инфраструктуры.
10. Развитие конкуренции и рыночных отношений в
сфере ИЖС.
Фонд, как субъект управления системы управления развитием ИЖС,
сам по себе является сложной системой, и, поэтому обладает определенными,
присущими таким системам свойствами:
1. Неоднородность. Фонд состоит из
ряда подсистем под которыми понимаются структурные части Фонда, которые можно
изучать самостоятельно, обладающие системными свойствами [89, с.11]:
а) подсистема «Информация»: взаимодействие со средствами массовой
информации; реклама; издание справочной и информационной литературы; проведение
социологических опросов по изучению общественного мнения;
б) подсистема «Сельскохозяйственная продукция»: участие в разработке
программ, направленных на увеличение объемов производства сельскохозяйственной
продукции в личных подсобных хозяйствах в целью своевременного погашения кредитов,
предоставляемых гражданам на ИЖС; оказание помощи в реализации сельскохозяйственной
продукции, сдаваемой заемщиками в погашение кредита на ИЖС;
в) подсистема «Спрос» – сбор и обработка заявлений сельских
жителей;
г) подсистема «Предложение»: проведение конкурсного отбора подрядных
организаций для осуществления строительства индивидуальных жилых домов и крестьянского
подворья, объектов инженерного обеспечения на участках, отводимых под ИЖС;
принятие мер к снижению стоимости ИЖС и крестьянского подворья в сельской
местности за счет компактного и массового строительства; реализация проектов
жилых домов и крестьянского подворья «растущего типа»; оказание содействия
гражданам в решении вопросов землеотвода;
д) подсистема «Управление стройкой»: управление проектами застройки
для сельских жителей;
е) подсистема «Финансы»: реализация моделей развития ИЖС с использованием
механизмов долгосрочного кредитования сельских жителей; аккумуляция и перераспределение
средств; оказание финансовой помощи отдельным категориям граждан; участие
в разработке и реализации имеющих региональное значение программ и проектов,
направленных на развитие ИЖС в регионе;
ж) подсистема «Юридическое оформление»: осуществление экспертизы
документов для осуществления долгосрочного кредитования, согласования строительства
индивидуальных жилых домов; максимальное упрощение оформление договора на
строительство индивидуального жилого дома и хозяйственных построек; регистрация
прав собственности на индивидуальные жилые дома и хозяйственные постройки;
предоставление возможности страхования;
з) подсистема «Имущественные листы»: осуществление эмиссии ИЛ
в установленном законодательством порядке;
и) подсистема «Дополнительные услуги»: оказание инжиниринговых,
информационных, консультативных, экспертных услуг в сфере ИЖС; содействие
в осуществлении производства новых прогрессивных строительных конструкцией,
материалов, изделий, внедрение передовых технологий; проведение проектно-изыскательских
работ; осуществление риэлтерской деятельности;
к) подсистема «Отчетность и контроль»: ведение бухгалтерского
учета и статистической отчетности, контроль за целевым использованием средств
Фонда;
л) подсистема «Управление» – управление Фондом (рис. 16).
2. Многофункциональность. Каждая подсистема Фонда имеет свои
функции в рамках выполнения общих целей.
3. Достоверность. Информация, поступающая от всех подсистем
Фонда в определенный момент времени достаточно точно способна отражать показатели
его деятельности в целом [97].
4. Необходимость. Состав информации, поступающей от всех подсистем
Фонда ограничивается только необходимостью для адекватного управления развитием
ИЖС и деятельности Фонда в целом и «не вклю чает никакой лишней информации,
не обязательной для управления» [97, с.123-124]
5. Адаптация – возможность деятельности Фонда и достижения его
целей при изменении какого-либо из внешних условий его функционирования.
6. Надежность. Свойство надежности проявляется «когда обеспечивается
гарантируемая передача информации от источника информации к пункту назначения»
[97, с.123-124], т.е. к Фонду, который стремится к выполнению своих целей
в течение определенного периода времени с заданными параметрами качества.
При этом имеется в виду период времени, относящийся к каждому отдельно взятому
заемщику в соответствии с периодом расчетов с Фондом.
7. Безопасность. Данное свойство отражает экономический аспект
безопасности. В своей деятельности Фонд должен стремиться к таким высоким
показателям экономической безопасности как этика поведения с заемщиками и
другими клиентами Фонда, взаимодействие с окружением, в которое входят организации,
имеющие хорошую репутацию и устойчивое финансовое положение, положительное
урегулирование дебиторских задолженностей, информационное сопровождение всех
договоров, комплексное юридическое обслуживание, развитие методологии и методов
оценки эффективности реализации целей Фонда и его деятельности, формирование
компьютерной сети в целях формирования единого автоматизированного управления
Фондом и т.д.
8. Устойчивость. При реализации моделей развития ИЖС предусматриваются
возможные отклонения в моделях и заранее создаются пути либо их ликвидации
и пути наименьшего их проявления (если отклонения отрицательные), либо возможности
реализации моделей развития с появившимися отклонениями (если отклонения положительные).
9. Чувствительность. Данное свойство характеризуется проявлением
не предусмотренных рисковых ситуаций от воздействия внешних и/или внутренних
факторов Фонд.
10. Жизнеспособность – способность Фонда функционировать и достигать
поставленных целей при отказе одной из подсистем.
Правовое регулирование деятельности Фонда должно осуществляться
в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом
РФ «О некоммерческих организациях», Уставом Ленинградской области, Уставами
муниципальных образований Ленинградской области, Уставом Фонда и другими нормативными
правовыми актами РФ, Ленинградской области и органов муниципальных образований
Ленинградской области, направленных на развитие ИЖС в сельской местности.
Организационные механизмы деятельности Фонда, мы предлагаем
формировать с использованием функционально-декомпозиционного представления,
так как в основе него лежат наиболее важные в нашей точки зрения элементы:
цели Фонда, свойства адаптации и живучести. При этом узловым понятием является
понятие «функция».
Введем обозначения:
{F}- множество функций Фонда, которое включает в себя:
{Fц}- подмножество функций цели;
{Fа}- подмножество функций адаптации;
{Fж}- подмножество функций живучести.
Любая цель системы ( ) зависит от условий
деятельности, каждое из которых принадлежит множеству условий деятельности
( ). Таким образом,
функция цели агрегирует экономические действия Фонда для достижения всех целей
деятельности и показатели и ограничения этих действий.
Перечень функций цели системы целесообразно представить в виде
таблицы функциональных отображений (табл. 14).
Подмножества функций адаптации и живучести зададим в виде
квадратных таблиц, номера строк и столбцов которых соответствуют номерам функций
целей. При этом следует учитывать какие внешние условия могут влиять на функционирование
системы при проявлении свойства адаптации (табл. 15).
Участие каждой из подсистем в достижении целей Фонда зафиксируем
в таблице функциональных портретов (табл. 16).
Влияние отказа одной из подсистем субъекта управления на достижение
целей представлено в табл. 17.
При осуществлении деятельности Фонда следует осуществлять учет
и ликвидацию отрицательных отклонений по следующим направлениям:
а) применение инструментов страхования для предсказуемых рисковых
ситуаций;
б) планирование резервов на ликвидацию возникших непредсказуемых
рисковых ситуаций;
Примечания к табл. 14:
Примечание 1. Номера функций цели соответствуют перечню, приведенному
на стр. 131-132 монографии.
Примечание 2. В столб. 3 проставляются номера тех условий, которые
наиболее сильно влияют на реализацию каждой их функций цели. Номера условий
соответствуют перечню в 2.1 монографии.
в) необходимое использование только таких моделей развития ИЖС
в основе которых заложены возможности ликвидации отдельных отрицательных отклонений;
г) обязательный учет внешних условий деятельности системы управления
развитием ИЖС в сельской местности.
При осуществлении деятельности Фонда следует осуществлять учет
и ликвидацию отрицательных отклонений по следующим направлениям:
а) применение инструментов страхования для предсказуемых рисковых
ситуаций;
б) планирование резервов на ликвидацию возникших непредсказуемых
рисковых ситуаций;
в) необходимое использование только таких моделей развития ИЖС
в основе которых заложены возможности ликвидации отдельных отрицательных отклонений;
г) обязательный учет внешних условий деятельности системы управления
развитием ИЖС в сельской местности.
Примечания к табл. 15:
Примечание 1. Номера функций адаптации соответствуют перечню
внешних условий, приведенному в 4.1 монографии.
Примечание 2. Номера функций цели соответствуют перечню, приведенному
на стр. 131-132 монографии.
Примечания к табл.
16:
Примечание 1. Номера строк соответствуют номерам целей субъекта
управления, наименование столбцов – наименованиям подсистем.
Примечание 2. На пересечении строки и столбца проставляется
«1», если подсистема участвует в достижении цели и «0» - в противном случае.
Примечание к табл.
17:
Таблица строится из предположения, что может отказать одна из
подсистем, при условии работы всех остальных. При этом в каждой строке таблице
знаком "+" отмечены те цели, достижение которых возможно при отказе
подсистемы, указанной в этой же строке.
Управление развитием ИЖС в сельской местности сводится к тому,
чтобы организовать нормальное взаимодействие элементов системы управления
развитием ИЖС при котором достигаются все установленные для этого развития
цели.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Асаул А.Н., Денисова И.В. Индивидуальное жилищное строительство - перспективное направление развития сельских поселений
Асаул А.Н., Денисова И.В. Индивидуальное жилищное строительство - перспективное направление развития сельских поселений (на примере Ленинградской области)
Асаул А.Н., Денисова И.В. Индивидуальное жилищное строительство - перспективное направление развития сельских поселений
Асимптотика решений экстремальных статистических задач
Орлов А.И. Эконометрика: Асимптотическая теория одноступенчатых планов статистического контроля
Асимптотический линейный регрессионный анализ для интервальных данных
|