А.Ю. Зоткин
Создание рекламных концепций и образов как часть стратегического управления
маркетингом предприятия
Глава 2. Рекламная концепция
Рекламная концепция как таковая представляет собой стандартизированное описание
потребностей, возможностей и предполагаемой рекламной политики и практики предприятия
в современных общественно-политических, культурных и экономических условиях.
Примерный стандарт рекламной концепции приведен ниже.
Рекламная концепция
Концепция включает:
· общие параметры и определение предлагаемого бренда;
· его цель;
· планируемые преимущества перед конкурирующими брендами.
Далее дается краткое, связанное с другими разделами бизнес-плана, обоснование
бренда по следующим разделам:
1. Производственный раздел
На основании ТЭО развитие бренда увязывается с производством (поставкой)
продукции, реализуемой под маркой (марками) бренда, при этом оговариваются:
· Сроки.
· Объемы.
· Номенклатура.
· Тарифы и цены производства (поставок, увязанные с политикой продвижения
бренда на рынок (рынки), которые обосновывает следующий раздел.
2. Маркетинговый раздел
Согласуется с соответствующим разделом бизнес-плана, и включает в себя:
1. Подробное описание предлагаемого бренда:
· полное (и сокращенное) наименование;
· слоган;
· графическое исполнение (логотип);
· атрибуты бренда (флаг, герб и т. п., при необходимости).
2. Подробное описание предлагаемых в рамках бренда торговых марок (суббрендов):
· полное (и сокращенное) наименование;
· слоган;
· графическое исполнение (логотип);
· атрибуты бренда (флаг, герб и т. п., при необходимости).
3. Юридический раздел
Содержит описание авторских и имущественных, а также смежных прав владельцев
и изготовителей бренда, при необходимости - указания на необходимость использования
прав третьих лиц. Предварительную юридическую экспертизу бренда на соответствие
российским и международным правовым нормам (в частности, на возникновение подражаний,
противоречий, претензий, могущих повлечь ущерб для владельцев и авторов бренда),
распределение долей ответственности сторон по претензиям - и прав по их предъявлению.
4. Культурно-исторический раздел
Содержит краткое обоснование бренда с точки зрения культуры и истории мест
продвижения (потребления). Способствует предотвращению создания бренда идущего
вразрез с культурными и историческими обычаями и традициями потребителей - или
приспособлению бренда к их нуждам.
5. Психологический раздел
Содержит краткую характеристику психологического воздействия бренда с учетом
психологического состояния потенциальных потребителей (в соответствии с предыдущим
пунктом и общей характеристикой экономического положения потребителей, имеющейся
в бизнес-плане).
6. Футурологический раздел
Содержит:
· прогноз: общие перспективы развития бренда;
· краткий прогноз развития конкурирующих брендов;
· прогноз возможности возникновения конкурирующих брендов;
· прогноз возможности появления на рынке принципиально новых видов товаров
или услуг, обесценивающих данный бренд;
· перспективный прогноз развития социального, психологического и имущественного
положения потенциальных потребителей;
· прогноз привлечения иных (новых) потребительских групп;
· прогноз рекламных перспектив бренда;
· прогноз внерекламных перспектив бренда (косвенная реклама).
Рекламная концепция предприятия в основе своей может быть «компрессионной»
или «эргономической». Следующие два раздела посвящены описанию их различий.
2.1. Рекламная концепция формирует философию потребительского спроса
Это активный – «рекламный» подход к продвижению. Агрессивная политика в области
философии и номенклатуры товаров навязывает потребителю определенное понимание
состояния и развития рынка, выгодное компании в настоящий момент или обещающее
конкурентное преимущество в будущем.
Самый рискованный, но и самый выигрышный – в случае удачи, - вариант продвижения
товара или услуги.
От адекватности представления рекламодателя о текущем и будущем состоянии умов
потребителей зависит весь процесс и результат подобного формирования.
От создателя РКИО требуется:
1. Иметь - или получить - исчерпывающее представление
о субкультуре, составляющей жизненную философию потенциальных потребителей.
2. Получить информацию по «фокус-группам». Изначально:
даже самую простую социологическую («Как я отношусь к тому-то и тому-то? Так-то
и так-то!»).
3. Связать предыдущие пункты с информацией о товаре
или услуге, нащупав слабые и сильные стороны, «расшив узкие места».
4. Создать концепцию на основе предыдущих пунктов и
согласовать её с рекламодателем.
5. На основе утвержденной концепции – создать рекламные
образы.
6. Отследить изготовление образов и защитить их перед
рекламодателем.
7. Аудировать и корректировать рекламную политику рекламодателя
на протяжении всего срока реализации контракта.
При чем нужно учитывать:
Футурологический прогноз имеет в данном случае особое значение.
Важно тщательно отслеживать изменения образа мышления потребителей и конкурентов
в процессе реализации проекта.
Выбирая изначально агрессивную политику особенно важно не отступать от выбранной
тактики – не начинайте, если не уверены, или не планируете продолжать «в том
же духе».
Помните, агрессор несет наибольшие потери – будьте готовы к жертвам даже на
победном пути - и заранее готовьте к ним рекламодателя. Пример: внедрение Nokia
на мировой рынок сотовых телефонов со встроенной антенной. Бизнес-сообщество
ещё и до сих пор продолжает сопротивляться – но всё слабее и слабее.
2.2. Рекламная концепция опережает философию потребительского
спроса
Такая концепция отражает «маркетинговый» подход к продвижению.
Вы с рекламодателем идёте не от товара или услуги, а от потребности в товаре
или услуге. Гораздо проще, риска меньше – очень подходит для компании, которая
способна к быстрой переориентации при изменении рыночных условий. Вне зависимости
от размера самой компании. Важна лишь способность менеджеров к перепозиционированию
товара или услуги в собственном (прежде всего: собственном) и потребительском
сознании. Механизм реализации – почти тот же, что и в предыдущем случае.
1. Иметь исчерпывающее представление о субкультуре, составляющей жизненную
философию потребителей, о её текущей динамике.
2. Постоянно получать исчерпывающую информацию по «фокус-группам».
3. Подстраивать товар или услугу под изменения потребительских требования,
нащупывая слабые и сильные стороны, «расшивая узкие места».
4. Создать концепцию на основе предыдущих пунктов и согласовать её с рекламодателем.
5. На основе утвержденной концепции – создать рекламные образы.
6. Отследить изготовление образов и защитить их перед рекламодателем.
7. Аудировать и корректировать рекламную политику рекламодателя на протяжении
всего срока реализации контракта.
В принципе, всё укладывается в стандартные маркетинговые схемы.
А «подводный камень» только один: очень трудно всё время «бежать впереди паровоза»!
2.3. Рекламная концепция – основание и вершина философии потребительского
спроса
Никто, наверное, не станет оспаривать марксистский постулат, гласящий, что
человек есть существо общественное. Это слишком очевидно. Но – почему-то – очень
распространено мнение, что вменение человеку чего-либо происходит исключительно
на уровне «здесь и сейчас». Человека меняет сама жизнь – и чем больше он сопротивляется
внешним изменениям, тем больше у неё шансов сломать его внутренний мир. Изменить
его кардинально.
Удачная рекламная концепция предлагает потребителю изменить определенные параметры
жизни к лучшему в любой временной перспективе. Чем более тонкие и многообразные
изменения она предлагает, тем тщательнее надо следить за реакцией отторжения,
возникающей у потребителя. Вовремя пресекать малейшие позывы потребительской
агрессии в отношении товара или услуги. На современном уровне научного знания
о психологии рекламы построение схемы, не противоречащей интересам ни одной
из задействованных в рекламном процессе сторон, существенных затруднений не
вызывает.
В этой ситуации каждая рекламная концепция есть кирпич. Из таких кирпичей возводится
здание человеческого покоя и благосостояния. В основе какой-либо рекламной кампании
лежит концепция, которая позволяет потребителю получить новое представление
о мире. Познать счастье удобства и уюта, престижа и комфорта... Будучи реализована,
рекламная концепция превращается в фундамент для последующих рекламных построений,
предназначенных служить тому же...
2.4. Рекламная концепция – основа непрерывного рекламного процесса
То, на чем мы остановились в предыдущей главе крайне важно для реализации любого
рекламного проекта. Основной временной параметр качественного рекламного процесса
– «непрерывность»: даже не столько как таковая, сколько – как ясное понимание
менеджментом рекламодателя того непреложного факта, что только осознанное поступательное
движение рекламного процесса – совмещенное с продвижением всего бизнес-процесса,
- есть решение грамотное и прибыльное. Выражение «дать рекламу» должно исчезнуть
из лексикона менеджеров как признак вопиющего непрофессионализма.
В этой связи есть очень показательный пример. А. П. Починок в своё время уделил
серьезное внимание формированию имиджа Министерства РФ по налогам и сборам.
В результате все мы были свидетелями налогового прессинга в отношении известнейших
лиц, достаточно продуманных рекламных кампаний, прозрачности хотя бы декларируемых
целей Министерства. А ныне – «поганая совдеповская практика «келейности» и новомодные
«маски-шоу», - и больше: НИ-ЧЕ-ГО!!! Зачем всё это делалось изначально – чтобы
на государственном уровне закрепить преемственность открытой информационной
политики силовых ведомств. Причем сделать это грамотно, информировать не о «конкретике»
в делах, а о принципах, о методологии работы. Но... все развалили. «Красным
«менеджерАм» это всё никуда не пришьёшь. Не знают они таких словов. А уж на
негосударственном уровне – в стране победившего «бузинеса», - и говорить не
о чем. К сожалению........
А надо бы ставить это дело так, как уже поставлен бизнес-процесс в нормальных
компаниях: на годы вперед планировать – а стратегии: на десятилетия. Но нет
- вроде на УАЗ пришла профессиональная управленческая команда из далеко не последнего
по управленческому статусу холдинга «Северсталь» - и маркетинг хорошо пошёл.
Но реклама – «эт-то что-то...» И после «этого чего-то...» кто-то ещё говорит,
что реклама – часть маркетинга. Так позвольте полюбопытствовать: почему хорошие
маркетологи позволяют себе такую рекламу в жизнь выпускать – «ничтоже сумняшеся»
уничтожая плоды своих собственных усилий.
Потому что нет преемственности в решении рекламных задач. Осознания рекламы
как единого целого органа в организме предприятия – каковой есть ткань живая:
развивающаяся, отмирающая, разлагающаяся, наконец, если отмершее не удалять
вовремя.
Осознавайте зависимость рекламы от времени – работать станет проще, приятнее
и прибыльнее.
2.5. Рекламная концепция формирует качественное наполнение
рекламы
Как вы могли уже заметить, все предыдущие подглавки были посвящены вопросам,
позволяющим улучшить конечный продукт - рекламное послание, и таким образом
более эффективно достигать более определенных и ясных целей. В этом и заключается
ценность рекламной концепции в прикладном аспекте деятельности рекламодателя.
Качественное наполнение рекламы тем лучше, чем яснее представление рекламодателя
о собственной жизненной и деловой философии, стратегических и тактических целях
и задачках во времени.
Создатель рекламных концепций и образов на первом этапе общения с рекламодателем
обязан выяснить всё это наиподробнейшим образом, дабы строить концепцию и образы
рекламы, исходя из таких вот индивидуальных особенностей. Тогда плохой или вторичной
рекламы просто не получится.
Далее – задача созидателя: увлечь заказчика его же собственной индивидуальностью.
Не секрет, что большинство людей склонны к самоидентификации с некими образами,
мало напоминающими их же в действительности. Менеджеры тут скорее не исключение
– при всём внешнем прагматизме и реализме, внутренне - это люди очень закрепощённые,
оценивающие себя по стандарту, само- или извне навязанному. Как бы ни был раскрепощён
менеджер для внешнего мира – внутренней раскрепощённостью личности серьёзно
не занимается даже деловая психология. Менеджер может прыгнуть через стул, но
не через своё «ЭГО». Постарайтесь объяснить менеджеру, что его уникальность
– его личная уникальность в том числе, - и есть залог создания «гениальной рекламы».
И достаточно просто, и сравнительно недорого.
Как только вы сумеете внушить менеджерам предприятия-рекламодателя отказ от
иллюзий, всё дело сразу пойдёт на лад. Но берегитесь, не все сразу безоговорочно
встанут на ваши позиции. Готовьтесь переубеждать людей снова и снова. Ведь правда
– и сила: на вашей общей стороне.
Вот тут-то вы и сможете реализовать все возможности такого сотрудничества в
образах, наиболее адекватных существующим условиям рынка, а значит – в наиболее
необходимых всем его контрагентам.
2.6. Рекламная концепция и управление персоналом
И последнее по списку – но не по значению – в этой главе. Наличие четко сформулированной
рекламной концепции позволяет рекламодателю оптимизировать управление собственным
рекламным персоналом, а также – наемными служащими рекламных агентств, задействованных
в производстве и размещении рекламы.
«Запомни, детка! Они никогда не принимают первых эскизов, как бы хороши они
ни были...» «...Иначе – зачем тогда их всех держат на работе!» -продолжим мы
следом за персонажем «Колёс» Артура Хейли.
Такова уж психология людей, работающих в любой сфере деятельности чиновниками:
изображать процесс – и оправдывать его «системой». Простите за ещё одну цитату,
но как говаривал незабвенный персонаж Юлиана Семеновича Семенова: «Адъютанты
должны всегда сохранять многозначительность – иначе люди поймут их ненужность!»
Естественно, ни один приличный рекламодатель не обойдется без собственной рекламной
службы: хотя бы и в «квазиформе». Но задача созидателя – ваша задача – произвести
на свет логическую схему, позволяющую исключить процесс ненужных согласований
и длительных бесцельных взаимохождений бумаг и людей: рекламная концепция с
точки зрения управления персоналом для того и нужна, чтобы решения принимались
исходя исключительно(!) из потребностей данного контракта – безо всяких ссылок
на аппаратные игры внутри предприятия. По возможности, естественно. Настояли
на такой схеме в разговоре с менеджерами рекламодателя: сэкономили ему и себе
энное количество нервов, а ему – ещё и денег. Ибо с одной стороны, торопливость
приличествует при ловле блох, а с другой - любая бесполезная отсрочка, каковой
необходимо признать «устоявшийся в российском деловом мире процесс согласования»,
убыточна!!!
В производстве рекламы вы используете следующую схему: при наличии концепции
и описаний образов рекламодатель, вашей милостью, избавлен от необходимости
платить 10% бюджета за разработку рекламного проекта рекламопроизводителю. Что
неплохо и в силу финансовых причин, и потому, что производитель рекламы в определённом
смысле зациклен на своих проблемах – весьма мало соотносимых с интересами конкретного
заказчика-рекламодателя: что бы в РА ни говорили – объективный факт, порожденный
самой формальной структурой рекламного агентства.
Так что: вы приходите со своим объемом работ, под которые вам дают команду.
Подчёркиваю: не персонального менеджера – как официанта в ресторане, а команду.
Коллектив людей, которые непосредственно будут работать над осуществлением вашего
рекламного проекта – создавать те образы, которые потом вы утвердите у рекламодателя.
Внимательно рассмотрите этих людей. Проверьте сыгранность команды – «командный
дух»: пусть лучше относятся к вам настороженно - или даже враждебно – вам с
ними всё же детей не крестить, но работу должны делать – «на «ять»! Профессионализм
- сам собой разумеется: от дураков и двоечников избавляйтесь сразу, зато - каков
бы человек ни был, если он профессионал экстра-класса, стоит потерпеть немного
его выходки – в рамках закона, разумеется!
Создайте команде условия: пусть пьют кофе или пиво, работают или не работают
– дайте понять, что правила и сроки для всех одни и те же. И главное – ясные
и понятные!
Четко очерчивайте круг задач! Люди должны однозначно представлять себе концепцию
в целом и своё место в её реализации. В этом случае вы можете ставить задачи
сразу в рамках определенного подхода, избавляя работников от мук «свободного
творчества», а себя и рекламодателя – от мук любования на плоды указанного.
Что требуется и вам и рекламодателю!
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Реклама, стимулирование сбыта и связи с общественностью в Интернете
Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика маркетинга на предприятии: Реклама и паблик рилейшнз
Реквизиция земельного
участка
Рекламно-оформительские и макетные работы
Зоткин А.Ю. Создание рекламных концепций и образов как часть стратегического управления маркетингом предприятия: Рекламный образ
Рекомендуем прочитать
|