Г. Я. Гольдштейн, А. Н. Гуц
Экономический инструментарий принятия
управленческих решений
2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2.3. Анализ финансовой отчетности фирм
Цель анализа финансовой отчетности фирмы - дать оценку результатов эффективности
деятельности фирмы за отчетный год и оценку ее текущего финансового положения.
Анализ финансовой отчетности должен дать ответ на вопросы: имеет ли фирма прибыль
по результатам своей хозяйственной деятельности за год; в состоянии ли фирма
выполнить взятые обязательства и не приведет ли такое выполнение к ликвидации
фирмы в связи с недостатком ресурсов.
Поэтому информация, которую дают балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках,
содержит сведения о:
· размерах капитала и имущества фирмы в абсолютных цифрах (балансовый итог);
· структуре капитала и имущества (баланс);
· изменении собственного капитала в течение отчетного периода;
· размерах полученной прибыли или понесенных фирмой убытках в течение отчетного
периода.
Финансовая отчетность составляется фирмами с учетом существующих национальных
стандартов, а также международных стандартов, разрабатываемых международными
экономическими организациями, а для стран - членов ЕС - также стандартов ЕС.
Фирмы, имеющие заграничные дочерние предприятия, применяют консолидированную
финансовую отчетность, составляемую на основе информации, получаемой от всех
родственных фирм, и представляемую как единую отчетность компании.
Анализ финансовой отчетности проводится прежде всего финансовыми менеджерами
своей фирмы для выявления и устранения проблем в текущей деятельности фирмы,
для выработки и принятия оптимальных решений по вопросам повышения эффективности
производственно-сбытовых операций, рационального использования имеющихся ресурсов,
повышения платежеспособности и усиления устойчивости финансового положения фирмы,
а также для обеспечения выполнения плановых финансовых показателей и обязательств
фирмы перед кредиторами и инвесторами.
Анализ финансовой отчетности проводится также аудиторами с целью ревизии отчетности
и определения правильности уплаты налогов. Аудиторы на основе анализа делают
официальное заключение о финансовом состоянии фирмы, которое включается в годовой
отчет, представляемый высшим руководством фирмы собранию акционеров.
Акционеров интересует в первую очередь прибыльность и надежность ценных бумаг,
держателями которых они являются.
Финансовая отчетность фирм, зарегистрированных на фондовой бирже, анализируется
специалистами-аналитиками этих бирж, поскольку от состояния дел фирмы зависит
цена ее акций на бирже. Крупные институциональные инвесторы - банки, страховые
компании, различные специализированные фонды - содержат в своем штате профессиональных
аналитиков, которые постоянно следят за изменением показателей в финансовой
отчетности интересующих их фирм.
Банки, обслуживающие фирму, также находятся постоянно в курсе ее финансовых
дел и тщательно анализируют балансовые показатели, показатели отчета о прибыли
и другие отчетные документы. Они следят за состоянием кредитоспособности фирмы,
за наличием у нее средств, гарантирующих возврат в установленный срок полученных
займов и кредитов.
Специализированные консультационные фирмы, предоставляющие своим клиентам информацию
о финансовом положении фирм и делающие оценку перспектив их развития, также
систематически следят за состоянием хозяйственной деятельности фирм на основе
их финансовой отчетности и публикуют или выдают такую информацию за весьма высокую
плату. Это относится и к справочно-кредитным фирмам, которые в результате изучения
показателей финансовой отчетности составляют заключения о платежеспособности
фирмы, предоставляемые своим клиентам или разовым пользователям за заранее установленную
в абонементе плату.
Такая информация интересует предпринимателей, которые либо обращаются к специализированным
фирмам, либо получают финансовые отчеты от фирм-контрагентов и тщательно их
изучают. Предпринимателей интересует в первую очередь надежность и кредитоспособность
контрагента, т.е. в каких размерах фирма может нести ответственность по своим
обязательствам и что ее партнер получит в случае ликвидации (банкротства) фирмы,
а также сможет ли фирма-контрагент погасить в срок свою задолженность.
Международная практика выработала определенные методы анализа финансовой отчетности,
которые основываются на различных абсолютных и относительных типовых показателях,
позволяющих проводить не только анализ балансовых статей отдельной фирмы, но
и сопоставительный анализ по ряду фирм одной отрасли хозяйства или занимающихся
аналогичными видами деятельности. Такие сопоставления обычно проводятся не только
за отчетный год, но и за ряд лет, отражающих довольно длительный период деятельности
фирмы. Это позволяет определить тенденции развития фирмы на перспективу, что
имеет большое значение в практической деятельности фирм, поскольку они осуществляют
как долгосрочное, так среднесрочное и текущее внутрифирменное планирование.
В зависимости от целей анализа финансовой отчетности и заинтересованных в его
результатах пользователей применяются различные виды анализа и разный набор
показателей - финансовых коэффициентов, а именно:
· абсолютные показатели для ознакомления с отчетностью, позволяющие сделать
выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложений,
источниках поступления денежных средств, размеров полученной прибыли, системы
распределения дивидендов:
· сравнимые процентные показатели (Percentage Changes) для чтения отчетности
и выявления отклонений по важнейшим статьям финансовой отчетности;
· анализ горизонтальных процентных изменений (Horizontal Percentage Changes),
характеризующих изменения отдельных статей финансовой отчетности за год или
ряд лет. Например, рост в процентах: чистых продаж, себестоимости реализованной
продукции, валовой прибыли, чистой прибыли, производственных расходов и др.;
· анализ вертикальных процентных изменений (Vertical Percentage Analyses),
предполагающий соотношение показателей различных статей по отношению к одной
выбранной статье. Например, доля в процентах от объема продаж: себестоимости
реализованной продукции, валовой прибыли, производственных расходов, дохода
от основной деятельности, чистого дохода;
· анализ тенденций (трендовый анализ), характеризующих изменение показателей
деятельности фирмы на протяжении ряда лет по сравнению с базовым показателем,
равным 100. Его цель - оценка работы финансовых менеджеров в прошлый период
и определение прогноза их поведения на будущее;
· сравнительный анализ, проводимый с целью сопоставления отдельных показателей
деятельности своей фирмы с показателями фирм-конкурентов одной отраслевой принадлежности
и примерно одинаковых размеров (с учетом различных методов отчетности). Этот
анализ позволяет выявить стратегию конкурентов и перспективы их развития;
· сравнение со среднеотраслевыми показателями, показывающее устойчивость
положения фирмы на рынке. Проводится с учетом общих изменений состояния хозяйственной
конъюнктуры в отрасли и в экономике страны в целом, в частности, уровня цен,
динамики процентной ставки, степени обеспеченности сырьем и материалами;
· анализ показателей путем использования финансовых коэффициентов (Ratios),
расчет которых основывается на существовании определенных соотношений между
отдельными статьями отчетности. Значение таких коэффициентов определяется возможностью
сопоставления полученных результатов с существующими общепринятыми стандартными
нормами - усредненными отраслевыми коэффициентами, а также с применяемыми в
стране или в конкретной фирме показателями анализа финансовой отчетности.
Финансовые коэффициенты используются для оценки деятельности финансовых менеджеров
и учитываются ими при принятии управленческих решений. Такие коэффициенты доступны
и акционерам, которые на их основе могут самостоятельно проанализировать эффективность
деятельности фирмы и ее текущее финансовое положение.
Финансовые коэффициенты как показатели деятельности фирмы публикуются в годовых
отчетах фирм, причем каждая фирма обычно имеет свой набор таких коэффициентов
и собственную их систематизацию. Американские фирмы чаще всего приводят в годовом
отчете набор из 10-15 показателей. Финансовые коэффициенты по отдельным фирмам
и отраслям США содержатся также в следующих изданиях, публикуемых в США:
· справочник по фирмам «Дан энд Брэдстрит»;
· справочник по фирмам компании «Мудис» «Мудис индастриэл мэньюэл»;
· издание фирмы «Роберт Моррис ассошиэйтс»;
· справочник «Стэндэрт энд Пур»;
· издание Налогового бюро Министерства торговли США;
· издание Комиссии по ценным бумагам и биржам.
В Японии финансовые коэффициенты публикуются в:
· ежегоднике «Кайся нэнкан» (12 показателей);
· справочнике Министерства торговли и промышленности «Вата купи киге-но
кэйэй бунсэки» (около 80 показателей).
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Анализ финансового состояния организации
Зубанов Н.В. Анализ устойчивости относительно поставленной цели как один из подходов к описанию функционирования организации в условиях неопределенности: Анализ устойчивости относительно поставленной цели на примере ООО "АИСТ-Т"
Анализ устойчивости и задача линейного программирования
Анализ эффективности использования ОПФ
Анализ эффективности использования оборотных средств (Фролова Т.А.)
Анализы уровня 0 и 1: статический бюджет
|