Асаул А.Н.
Феномен инвестиционно-строительного комплекса или сохраняется
строительный комплекс страны в рыночной экономике
РАЗДЕЛ 1. ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПЕТЕРБУРГСКОГО ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА
Глава 3. Управление Санкт-Петербургским инвестиционно-строительным
комплексом
Для адаптации ИСК к складывающейся экономической ситуации необходимы новые
подходы к его организации и управлению.
Для раскрытия содержательной стороны управления Санкт-Петербургским ИСК в современных
условиях обратимся к ретроспективе его формирования в Ленинграде – Санкт-Петербурге.
В дореформенный период органами управления ИСК являлись: Главное управление
капитального строительства (ГлавУКС); Главное Архитектурно-планировочное управление
(ГлавАПУ); Техническое управление; Главленинградстрой; Главленинградинжстрой;
Главленстройматериалы; Главзапстрой. Все вышеназванные главные управления входили
в состав Исполкома Ленсовета.
ГлавУКС функционировал в тесной взаимосвязи с ГлавАПУ. Оно, на основе плана
экономического и социального развития Ленинграда, который разрабатывался Северо-Западным
филиалом Министерства строительства СССР, осуществляло функцию единого заказчика
по капитальному строительству:
- жилых домов (планомерная реализация утвержденных проектов детальной планировки
городских районов, комплексное осуществление застройки жилых районов и микрорайонов
города и улучшение за счет этого общественного и коммунального обслуживания
населения);
- объектов культурно-бытового назначения (планомерная реализация утвержденных
проектов детальной планировки городских районов);
- коммунального хозяйства, сетей водопровода, канализации, электроснабжения
и теплоснабжения с необходимыми сооружениями (своевременная инженерная подготовка
территорий застройки в полном объеме);
- объектов промышленных зон (планомерная реализация схем генеральных планов
промышленных зон).
Кроме того, ГлавУКС, как видно, выполнял функции единого проектировщика и единого
застройщика. Отрицательным моментом являлось отсутствие у ГлавУКСа функции "единого
потребителя" строительной продукции. Отсюда - недостаточно жесткие требования
к комплексности и качеству проектирования, комплексности застройки, уровню качества
возводимых объектов. Все это отрицательно сказывалось на процессе эксплуатации
жилых домов, объектов соцкультбыта и инфраструктуры и вело к значительным затратам
на их ремонт и восстановление.
С началом преобразования народного хозяйства, в составе Мэрии Санкт-Петербурга
(май 1992 г.) был образован Инвестиционный комитет, главной задачей которого
стало формирование рыночных отношений в ИСК.
Основные задачи Инвестиционного комитета сводились к следующему:
- формирование совместно с другими комитетами инвестиционной политики мэрии.
Подготовка решений городского Совета народных депутатов и распоряжений мэра
по реализации перспективных и текущих задач в области капитального строительства
и реконструкции в городе;
- разработка предложений по источникам инвестиций и их реализация в целях получения
максимальной прибыли для дальнейшего инвестирования, строительства и реконструкции;
- разработка предложений по формированию муниципального заказа на строительство
и реконструкцию объектов коммунального хозяйства, жилищного и культурно-бытового
назначения;
- формирование адресных программ строительства и реконструкции объектов, размещенных
на территории, подведомственной мэрии города;
- обеспечение эффективного использования земель, отведенных на период строительства
и реконструкции;
- обеспечение эффективного использования материальных ресурсов, централизованно
выделяемых под выполнение социальных программ мэрии в области капитального строительства
и реконструкции;
- обеспечение высокого технического уровня и качества жилищно-гражданского строительства;
- создание экономических условий и регуляторов для эффективной реализации муниципального
заказа на строительство и реконструкцию объектов коммунального хозяйства, жилищного
и культурно-бытового назначения;
- координация и методическое руководство компаниями ИСК по реализации социальных
программ мэрии в области капитального строительства и реконструкции объектов
коммунального хозяйства, жилищного и культурно-бытового назначения, выработка
необходимых управленческих решений;
- согласование программ развития подрядных фирм и организаций строительной индустрии
по сбалансированию их мощностей.
Следующий этап преобразований структуры управления ИСК Санкт-Петербурга относится
к апрелю 1994 г. В это время создаются благоприятные условия для инвестирования
и эффективного функционирования строительного комплекса в Санкт-Петербурге,
чем занимается Департамент строительства, непосредственно подчиняющийся Комитету
по управлению городским хозяйством.
В последствии экономический кризис оказал свое воздействие не только на ИСК,
но и на его систему управления. В декабре 1996 г. в составе Администрации Санкт-Петербурга
структура органов управления ИСК снова преобразуется. Главным органом управления
этим комплексом становится Комитет по строительству, который в соответствии
с приказом губернатора является государственным учреждением Санкт-Петербурга
и структурным подразделением Администрации города. Основной задачей созданного
Комитета является проведение государственной политики и государственного управления
в сфере строительства, капитального ремонта и реконструкции, а также координация
деятельности в этой сфере территориальных и иных отраслевых органов Администрации
Санкт-Петербурга,
Предметами ведения Комитета по строительству Администрации Санкт-Петербурга
(рис. 1.3) являются:
- разработка предложений и осуществление мероприятий по развитию строительной
индустрии и промышленности строительных материалов;
- участие в разработке проектов отраслевых адресных программ строительства и
реконструкции объектов промышленного и гражданского назначения, финансируемых
за счет средств бюджета Санкт- Петербурга;
- осуществление от имени Санкт-Петербурга функций заказчика на строительство
и реконструкцию объектов промышленного и гражданского назначения;
- организация конкурсов на размещение государственных строительных заказов;
- контроль за исполнением условий заключенных от имени Санкт-Петербурга инвестиционных
договоров;
- подготовка технической документации к инвестиционным проектам;
- контроль за соблюдением федерального законодательства и законодательства Санкт-Петербурга
в сфере капитального строительства и реконструкции в пределах компетенции Администрации
Санкт-Петербурга;
- осуществление других функций Администрации Санкт-Петербурга в области капитального
строительства и реконструкции в соответствии с действующим законодательством
[47].
Рис. 1.3. Структура управления ИСК Санкт-Петербурга
(Комитет по строительству и "Союзпетрострой")
В структуре Комитета создается Управление подготовки строительства, которое
занимается инвестиционными программами и проектами.
Особое значение для привлечения инвестиций в развитие города имеет инвестиционно-тендерная
комиссия, возглавляемая председателем Комитета по строительству. В последнее
время принят ряд оперативных решений относительно сроков строительства и проектирования,
которые предусматривают экономическое воздействие на инвестора, не выполняющего
взятые обязательства. Ведется целенаправленная работа по инженерной подготовке
территорий и инфраструктуры, ибо из-за значительного снижения в последние годы
инвестиций в инженерию наблюдается вымывание инженерно подготовленных пятен
застройки.
Еще одним важным звеном в управлении Петербургским ИСК является Санкт-Петербургский
союз строительных компаний ("Союзпетрострой") (см. рис. 1.3).
После развала командно-административной системы в России в Санкт-Петербурге
возникла необходимость создания организации, объединяющей строителей и выражающей
их интересы во властных структурах.
В 1992-1993 гг. шел процесс приватизации строительных трестов. Строители попали
в первую волну обязательной приватизации. При этом сам переход от государственной
к частной собственности в строительстве происходил тяжело, так как сопровождался
распадом крупных трестов. Положение осложнилось резким уменьшением бюджетных
инвестиций, особенно на жилищное строительство, ликвидацией Главков и Стройкомитета,
партийных органов, т. е. всех тех органов, на которых держалась прежняя система
управления строительством. При этом рыночных механизмов и конкуренции привлечения
внебюджетных средств создано еще не было. Это привело к определенной раздробленности
строительных организаций.
Новым органом, сплотившим большую часть строительных организаций, стал "Союзпетрострой".
Это - некоммерческая непроизводственная, общественная организация добровольно
объединившихся предпринимательских организаций, первостепенной задачей которой
стало выражение интересов организаций, работающих в ИСК региона в органах государственной
власти и в некоторой степени влияние на нее. Создание "Союзпетростроя"
обеспечило в некоторой степени замену среднего звена управления административно-командной
экономики. В рыночной экономике данную нишу занимают общественные организации
и корпоративные структуры.
В 1999 г. число членов Союзпетростроя увеличилось на 36% по сравнению с началом
1999 г.
За 1999 г. в Союз принято 69 предпринимательских организаций, а выбытие из
Союза сократилось почти в 3 раза по сравнению с 1998 г. (в котором выбыло 24
организации). Это свидетельствует об определенной стабилизации Союза, росте
его авторитета и влияния на состояние и развитие ИСК Санкт-Петербурга и Ленинградской
области.
На сегодняшний день Союзпетрострой объединяет 227 предпрнимательских организаций
самого различного профиля и организационно-правовых форм. За 5 лет существования
число его членов возросло в 5,5 раза. В его состав входят такие крупнейшие компании
Санкт-Петербурга и Ленинградской области, как "Метрострой", "ЛенСпецСМУ",
"ДСК-3", "Мостострой-6", "Балтийская Строительная Компания",
"Севэнергострой", "Монолитстрой" и другие компании с многотысячными
коллективами. Более четверти членов Союза – это предпринимательские организации,
связанные с производством строительных материалов и конструкций. В Союз входят
также ряд крупных банков: "Балтийский", "Гута-Банк", "Констанс-Банк",
риэлтерские организации: "Итака", "Петербургская недвижимость",
страховые организации: "Росгосстрах", "Ингосстрах-Санкт-Петербург",
иностранные организации: "Сканска", "Оннинен", "Лахти"
и еще 25 [28].
Таким образом, новейшая история развития системы управления ИСК показывает,
что его субъект управления, с целью повышения его эффективности, постоянно изменяется.
Однако сложившаяся к настоящему моменту структура управления, по мнению большого
числа специалистов, не совсем удовлетворяет требованиям времени и требует совершенства.
Анализ системы распределения предметов ведения между отраслевыми органами управления
в структуре Администрации Санкт-Петербурга, занятыми в инвестиционно-строительной
сфере (предметы ведения некоторых комитетов представлены в табл. 1.6 [47]),
могут помочь сформулировать определенные принципы формирования системы управления
ИСК региона (рис. 1.4) и дать некоторые рекомендации по повышению эффективности
функционирования такой системы.
Таблица 1.6
Предметы ведения органов управления в структуре Администрации
Санкт-Петербурга, занятых в инвестиционно-строительной сфере
Орган управления
|
Функциональные задачи органов управления
(предметы ведения)
|
1
|
2
|
Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству
|
1. Разработка предложений по проектам программ и осуществление мероприятий
по программам комплексного капитального ремонта дорог и транспортных сооружений.
2. Дорожное строительство и содержание дорог.
3. Обеспечение содержания и развития садово-паркового хозяйства Санкт-Петербурга.
4. Строительство и содержание мостов.
5. Организация специализированной уборки территорий.
6. Организация обезвреживания и переработки промышленных и бытовых отходов.
7. Другие функции в области благоустройства и дорожного хозяйства.
|
Комитет по градостроительству и архитектуре
|
1.Организация разработки и согласования градо-строительной документации.
2. Организация разработки проектов городской черты СПб и границ СПб.
3. Подготовка предложений по выбору земельных участков для всех видов
градостроительной деятельности.
4. Предоставление картографических материалов по заказу органов государственной
власти СПб.
5. Подготовка и выдача архитектурно-планировочного задания и исходных
данных для проектирования, комплектование строительных паспортов.
6. Выполнение функций заказчика при разработке градостроительной документации.
7. Подготовка и выдача разрешений на строительство.
8. Вынос в натуре красных и других линий регулирования застройки.
9. Ведение градостроительного кадастра.
10. Другие функции в области градостроительной политики СПб
|
Комитет по жилищной политике
|
1. Подготовка предложений и осуществление мероприятий по проведению единой
жилищной политики в СПб.
2. Организация учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
3. Содействие формированию товариществ собственников жилья.
4. Защита прав и интересов граждан, проживающих в общежитиях.
5. Разработка предложений по социальному и бытовому устройству граждан,
лишившихся жилья.
6. Предоставление субсидий на жилищное строительство, организация ипотечного
кредитования.
7. Осуществление контроля за исполнением жилищного законодательства.
8. Выявление пустующей площади и ее распределение.
9. Другие функции в области жилищной политики.
|
Комитет по строительству
|
1. Разработка предложений и осуществление мероприятий по развитию строительной
индустрии и промышленности строительных материалов.
2. Участие в разработке проектов отраслевых адресных программ промышленного
и гражданского назначения.
3. Осуществление функций заказчика на строительство и реконструкцию объектов.
4. Организация конкурсов на размещение государственных строительных заказов.
5. Контроль за исполнением условий инвестиционных договоров.
6. Подготовка технической документации к инвестиционным проектам.
7. Контроль за соблюдением законодательства в сфере строительства.
8. Другие функции в области строительства и реконструкции.
|
Территориальные органы управления районов города:
Адмиралтейский,
Василеостровский,
Выборгский,
Калининский,
Кировский,
Колпинский,
Красногвардейский,
Красносельский,
Курортный,
Московский,
Невский,
Петроградский,
Петродворцовый,
Приморский,
Пушкинский,
Фрунзенский,
Центральный,
города:
Кронштадт,
Ломоносов,
Павловск.
|
1. Организация содержания государственного жилищного и нежилого фонда
(кроме функций, закрепленных за отраслевыми органами Администрации Санкт-Петербурга).
2. Организация учета проживающих на территории соответствующего административного
района граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление
находящегося в ведении соответствующего территориального управления социального
жилья (кроме функций, закрепленных за отраслевыми органами Администрации
Санкт-Петербурга).
3. Обеспечение содержания и развития подведомственных учреждений здравоохранения,
социальной защиты, образования и культуры, физической культуры и спорта.
4. Обеспечение ремонта и содержания дорог (за исключением дорог федерального
и общегородского значения в Санкт-Петербурге).
5. Организация сбора и утилизации бытовых отходов.
6. Организация благоустройства и озеленения подведомственных территорий,
охрана зеленых насаждений.
7. Предоставление в порядке, установленном Администрацией Санкт-Петербурга,
земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также
во временное пользование (на срок до трех лет) для иных целей, не связанных
с возведением зданий и сооружений капитального характера.
8. Контроль за целевым использованием земельных участков, соблюдением
правил благоустройства.
9. Назначение пенсий и организация выплаты пособий и иных социальных платежей.
10. Другие предметы ведения, не связанные с ИСК города.
|
Рис. 1.4. Принципы формирования системы управления ИСК комплекса
Петербургского региона
В современных условиях система управления ИСК должна включать управление градостроительством,
строительным комплексом города, жилищной политикой, содержанием жилищного фонда
(рис. 1.5) [47].
Рис. 1.5. Возможный вариант управления ИСК Санкт-Петербурга
В настоящее время нет обоснованных организационных форм, целей, задач и функций
органов управления строительством с учетом новых экономических отношений. Наблюдается
отрыв по функциям управления аппарата управления от объектов управления, деятельность
которых почти не зависит от вышестоящих органов ввиду несовершенства правового
и юридического регулирования, слабой организационно-нормативной базы [47]. С
этим утверждением нельзя не согласиться.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Уполномоченный представитель налогоплательщика
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (Батычко В.Т., 2009)
Уплотнитель припоя
Управление банковскими активами и пассивами
Управление банковскими активами и пассивами (Фролова Т.А., 2010)
Управление в акционерном обществе
|