П.Г. Ермишин
Основы экономической теории
Лекция 14. Национальная экономика и механизм ее развития
1. Национальная экономика: цели и результаты
Под национальной экономикой принято считать народное
хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый
организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном
комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных
благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного
общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.
Национальная экономика как целостный организм характеризуется
следующими признаками:
1. Общее экономическое пространство с единым законодательством,
единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.
2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными
субъектами с общим воспроизводственным контуром.
3. Территориальная определенность с общим экономическим
центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.
В национальной экономике каждый субъект, будь то
хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство
преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими
законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует
достижению наибольшего блага для всех.
Национальная экономика стремится к стабильности,
эффективности, справедливости через обеспечение:
1. Стабильного роста национального объема производства;
2. Высокого и стабильного уровня занятости;
3. Стабильного уровня цен;
4. Поддержание равновесного внешнего баланса.
Названные цели достигаются через применение определенных
инструментов макроэкономического регулирования.
Ими являются:
- фискальная политика (оперирование государственным
бюджетом через налоговую систему и расходы государства);
- денежно-кредитная политика (контроль за денежным
предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);
- политика регулирования доходов (от свободного
установления заработной платы и цен до декретного контроля);
- внешнеэкономическая политика (торговая политика,
регулирование обменного курса).
Общим и конечным результатами функционирования национальной
экономики являются приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных
обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских
и материальных ресурсов. В лекции об общественном производстве и его результатах
эти показатели приводились (ВОП, НД, ВНП) и давалась характеристика каждому из
них.
Общей закономерностью рыночной экономики является
цикличность ее развития: от подъема к спаду, за ним следует застой в производстве
и деловой жизни (депрессия), который сменяется оживлением и подъемом. Кризисы
стали периодически повторяться начиная с 1825 г.
Цикличность рыночной экономики обусловлена объективными
факторами. Материальной основой цикличности является физическое обновление основного
капитала, хотя непосредственным толчком для кризиса могут быть самые разные причины,
и прежде всего, денежно-кредитные потрясения.
Если периодичность обычных кризисов составляет -
7- 12 лет, коротких циклов - 3-4 года, то длинные волны измеряются 40-60 годами.
Последние связаны со структурным обновлением технологического способа производства.
Кризисы сопровождаются безработицей, расстройством
денежной системы, банкротствами, ухудшением жизни населения.
Наряду с теорией цикличности и в противовес ей существует
теория экономического равновесия. Она получила развитие в трудах представителей
классической науки (А. Смит, Д. Рикардо) и имеет многих приверженцев среди современных
экономистов. По этой теории сам рыночный механизм обеспечивает восстановление
экономического равновесия и его поддержание, взаимную сбалансированность спроса
и предложения, накопления и потребления, а также между производством средств производства
и производством предметов потребления. Главным механизмом самонастройки экономических
связей считается механизм свободной конкуренции.
2. Сущность и функции финансов
Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих
товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства
и его деятельность на международной арене.
В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная
с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются
фонды денежных средств. При этом не имеет значение в какой форме выступают деньги:
в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек, или на значащихся
на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.
Система образования и использования фондов денежных
ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы
общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством,
предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами
в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Они сложны,
разнообразны и напоминают кровеносную систему живого организма, через которую
осуществляется движение товаров и услуг, своеобразный обмен веществ между экономическими
клеточками общественного организма. На периферии этого организма финансовые отношения
прекращаются. Здесь деньги уже выступают в своих естественных функциях как средства
обращения или платежа. Но прежде чем дойти до этого конечного звена, они формируются
и обслуживают всю совокупность хозяйственных связей и экономических отношений.
Финансовая система включает три основных звена:
государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех
звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются
на их базе.
Государственные финансы состоят из двух основных
элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов. Государственный бюджет
- это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют
государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время
и политические). Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных
бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных
бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются
ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем
распоряжении.
Внебюджетные фонды представляют собой те денежные
средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют
строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.
В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется
за счет налогов с предприятий и населения.
Остальная часть поступает от использования государственной
собственности, внешнеэкономической деятельности. Структура расходной части бюджета
включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение,
социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону,
государственное управление.
В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение
строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей
с получением блага. Подробнее об этом шла речь в лекции "Об экономической роли
и функциях современного государства". В Украине налоговая система находится еще
в стадии становления.
Соотношение доходной и расходной части бюджета может
быть сбалансированным, но может быть и неравным. Чаще всего государства сталкиваются
с ситуацией, при которой расходы превышают доходы. Практика бюджетного дефицита
широко развита в мире. Но всегда существует некоторый предел, за границей которого
начинаются нежелательные явления в экономике. Страна начинает жить в долг перед
своим населением, другими государствами, разбазаривает свое национальное достояние
и ухудшает условия жизни для будущих поколений. По расчетам МВФ бюджетный дефицит
не должен превышать 2% от ВНП. Дефицит бюджета Украины составляет 6-7% и покрывается
за счет кредитов НБУ (23%), внутренних займов - 33%, внешних займов - 44%. Естественно,
эти цифры нестабильны, но пока годовые отклонения от них незначительны.
3. Фискальная политика государства и ее влияние на объем национального
производства
Под фискальной (налоговой) политикой государства
понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления
с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения,
направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение
эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического
роста, занятости населения и стабильности денежного обращения. Государство сильно
своими финансами. США завершило 1997 год с нулевым дефицитом бюджета, высокой
занятостью населения, а, следовательно, и с высоким его платежным спросом, что
в свою очередь обеспечивает экономический рост национальной экономики. И в основе
этого динамизма лежит эффективная финансовая политика государства, которая всегда
подвижна и нацелена на разрешение крупных экономических программ: стимулирование
хозяйственной активности предпринимателей, мелкого бизнеса, на борьбу с безработицей,
с инфляцией и т.п.
В развитых государствах через бюджеты распределяется
примерно 1/5 валового национального продукта или 40-50 процентов годового национального
дохода. Такие средства позволяют проводить структурную перестройку производства,
осваивать новейшие технологии и разрабатывать крупномасштабные научно-технические
программы.
Процесс становления фискальной политики в Украине
идет в сложной противоречивой обстановке. На первых этапах перестройки государство
утеряло контроль за хозяйственной деятельностью, ценообразованием, не создало
правовую основу налоговой системы. С возрастанием ставок налогообложения прекратился
приток инвестиции в сферу материального производства, капитал сосредоточился в
торгово-посреднической сфере, которая приняла криминальный характер. Собираемость
налогов составляет 50-55 процентов от запланированных по бюджету сумм. Проявилось
действие За-кона Спроса: чем выше ставки налогов тем меньше поступает денег в
кассу. Налоговая служба стала такой многочисленной, что начинает работать сама
на себя. С 1997 года создается система Государственного реестра физических лиц
и начинает осуществляться сплошное декларирование доходов граждан. Однако при
этом надо учитывать два момента: психологию населения, непривычной к четкой записи
своих доходов и расходов, а также старушек и инженеров, торгующих семечками в
местах массового прохода и скопления людей. Они вышли в людные места гонимые нуждой
и поставить около них налогового инспектора с государственной кружкой было бы
кощунством.
В основу фискальной политики Украины предполагается
ввести следующие принципы:
- основу всей системы налогообложения должны составить
прямые налоги на землю, имущество, капитал, доходы физических и юридических лиц
и прибыль юридических лиц;
- косвенные налоги должны применяться в форме акцизов
с целью защиты собственного производителя, ограничения потребления отдельных видов
товаров, а также на предметы роскоши и на доходы производителя-моноплиста;
- применение при налогообложении дифференцированных
ставок в зависимости от величины получаемого дохода;
- ликвидация необоснованных льгот при налогообложении.
4. Влияние потребления и инвестиций на объем национального производства
Теоретическое обоснование фискальная политика получила
в работах выдающегося английского ученого Дж. Кейнса и его последователей. В экономическую
мысль эта теория вошла как теория государственного регулирования экономики, основными
элементами которой являются потребление, сбережение, инвестиции, то есть модель
совокупного спроса.
Совокупный спрос включает потребительский спрос
и спрос инвестиционный (расходы на капиталовложения). Потребление измеряется количеством
товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода времени. На общее
количество ресурсов, расходуемых на потребление влияют объективные и субъективные
(психологические) факторы. Потребление движется в том же направление что и доход.
Выше доход - больше покупок. Психологически же человек склонен не только к увеличению
потребления по мере роста доходов, но и к сбережению. В распределении доходов
скрещиваются две линии: предельная склонность к потреблению и предельная склонность
к сбережению. При возрастании общего дохода часть его пойдет на прирост потребления,
а другая часть на прирост сбережения. Сбережение доходов и прибыли экономисты
рассматривают как основу инвестиций. Уровень инвестиций оказывает существенное
воздействие на объемы производства и национального дохода.
Сбережения и инвестиции могут осуществляться разными
хозяйственными субъектами. Инвестор и тот, кто сберегает, совпадают в том случае,
когда источником инвестиций являются накопления предприятий. Во второй половине
ХХ столетия основным инвестором стало само населения, а источником их инвестирования
являются его сбережения. Именно поэтому банки и другие кредитно-финансовые институты
так активно охотятся за сберегаемой частью доходов населения.
Но сбережения и инвестиции зависят от разных факторов.
Объем инвестиций зависит от нормы прибыли. Поставим перед собой вопрос. Если вложения
капитала в электронную промышленность обещает 15% прибыли, а покупка Государственных
ценных бумаг дает 35% годовых (как это сложилось в России и Украине), то куда
пойдет поток средств фирм? Естественно на покупку ценных бумаг. А государство
за счет этих средств будет выплачивать заработную плату бюджетни-кам и латать
свои другие прорехи. Прироста национального производства в этом случае не будет.
Сбережения - это возрастающая функция процента,
а по Кейнсу это функция дохода: чем выше уровень процента в банковских и сберегательных
учреждениях на вклады населения, тем выше будет активность населения по сбережению
части своего дохода.
Рост инвестиций ведет к росту производства и национального
дохода, вызывает вовлечение в производство дополнительных рабочих, увеличивается
занятость, а с ней и доход и потребление. Суть теории (эффекта) мультипликатора
и заключается в том, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального
дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций,
то есть инвестиции вызывают цепную реакцию в виде роста доходов и занятости. Мультипликатор
определяется как отношение прироста дохода к приращению занятости.
На макроуровне эффективность капитальных вложений
определяется отношением прироста национального дохода к приросту капитальных вложений.
Важным при установлении эффекта инвестирования является учет воздействия на окружающую
среду, здоровье населения.
Рыночная экономика автоматически не регулирует инвестиционную
активность и сбережения. В сложной развитой экономике это функция государства,
при этом его вмешательство должно быть обсчитано как в краткосрочном, так и в
долгосрочном плане, то есть научно обоснованно.
Вопросы для повторения:
1. Что вы понимаете под национальной экономикой?
2. Назовите основные признаки национальной экономики.
3. Каким путем может достигаться стабильность и эффективность в развитии национальной
экономики?
4. Дайте характеристику общим и конечным результатам функционирования национальной
экономики.
5. Что вы понимаете под цикличностью развития рыночной экономики и охарактеризуйте
фазы цикла.
6. Чем определяется продолжительность краткосрочного и долгосрочного цикла?
7. Дайте определение финансам.
8. Перечислите составляющие звенья финансовой системы и дайте им характеристику.
9. Дайте определение государственному бюджету и раскройте структуру его доходной
и расходной части.
10. Как вы понимаете бюджетный дефицит. Назовите источники его покрытия в Украине.
11. Что вы понимаете под фискальной политикой государства?
12. На каких принципах строится фискальная политика Украины?
13. Раскройте связь между потребление, сбережением и инвестициями.
14. Раскройте содержание теории эффекта мультипликатора.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Национальная бизнес-система и система инноваций
Находка - ст.227 ГК РФ
Научный сотрудник
Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов
Национальное богатство. Отраслевая и секторальная структуры национальной экономики (Ланкин В.Е. и др.)
Национальность судна
|