Зимовец А.В.
Международные транспортные операции: Конспект лекций
Таганрог: Издательство ТИУиЭ, 2008. с.
Лекция 1.
1.2. Место и роль международных перевозок в экономике. Классификация видов перевозок
При
осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает
перемещение предмета транспортной операции между двумя или более странами.
Транспортные
услуги различаются в зависимости от:
1.
вида транспорта:
-
водный (морской и речной);
-
наземный (железнодорожный и автомобильный);
-
воздушный (авиационный);
-
трубопроводный;
-
смешанный;
2.
предмета транспортной операции
-
груз;
-
пассажир;
-
багаж;
3.
транспортной характеристики товара:
-
сухой (навалочные (уголь, руда), насыпные (зерно, цемент, фосфаты),
генеральные (штучные);
-
наливной (нефть и продукты ее переработки, растительные масла, вино
и др.);
4.
периодичности перевозки
-
регулярные
-
нерегулярные;
5.
порядка прохождения границы
-
перегрузочные
-
бесперегрузочные;
6.
вида транспортно-технологической системы
-
контейнерная;
-
паромная;
-
лихтерная[1] и др.;
7.
вида сообщения
-
прямое;
-
непрямое и др.
Как
правило, процесс доставки товара в международной торговле включает:
1.
его перевозку
от внутреннего пункта производства до пограничного пункта (порта)
страны-экспортера;
2.
международную
транзитную или морскую перевозку от пункта страны-экспортера до пограничного
пункта (порта) страны-импортера (если между данными странами не установлена
общая сухопутная граница);
3.
транспортировку
от пограничного пункта страны-импортера до внутреннего пункта потребления
товара.
Транспортные
операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых
грузов на внешних относительно страны-продавца и страны-покупателя участках
маршрута перевозки (т.е. присутствует участок B-C)
Рис.
1.2. Схема процесса доставки товара в международной торговле
В широком
смысле, международные транспортные услуги включают помимо непосредственно перевозочной
деятельности различные сопутствующие операции:
ü
доставку
груза от склада отправителя до ближайшего грузового терминала;
ü
его погрузку
на магистральные транспортные средства;
ü
перегрузку на
другие виды транспорта в промежуточных пунктах;
ü
выгрузку в
пункте назначения;
ü
временное
хранение груза в промежуточных пункта;
ü
переоформление
перевозочных документов.
Расходы,
связанные с выполнением сопутствующих транспортных операций и затраты по
перевозке груза магистральными видами транспорта образуют полные транспортные
расходы грузовладельца.
Таким
образом, в международном транспортном процессе помимо грузовладельцев и
перевозчиков участвуют различные хозяйствующие субъекты, включая операторов
грузовых терминалов в портах и на станциях. При международных перевозках,
особенно готовой продукции и полуфабрикатов, груз многократно последовательно
переходит от перевозчиков к операторам терминалов, от них снова к перевозчикам
и т.д. Одновременно изменяются и субъекты ответственности за груз.
Для
защиты своих коммерческих интересов во всех географических пунктах, где
осуществляются операции с его грузами, грузовладельцы прибегают к услугам
посредников-экспедиторов (в некоторых странах их называют фрахтовыми агентами и
др.).
По
договору экспедиции грузовладелец поручает экспедитору выполнение точно
оговоренных операций с его грузами, например погрузку и выгрузку, хранение
груза, оформление грузовых документов. Грузовладелец может доверить экспедитору
заключение от его имени и по его поручению договоров с перевозчиками;
выполнение расчетов по фрахту с перевозчиками и за стивидорские работы с
операторами терминалов; выступление в судах и арбитражах на стороне
грузовладельца. Экспедитор по законам многих стран является комиссионером.
Развитая
сеть посреднических организаций в большинстве стран мира позволяет
грузовладельцам заключать договоры непосредственно с экспедиторскими фирмами в
каждом из интересующих их пунктов или договор с одним генеральным экспедитором,
которому поручается организовать перевозку в целом. Генеральный экспедитор
заключает от имени грузовладельца договоры с перевозчиками разных видов
транспорта и с экспедиторскими организациями в пунктах прохождения грузов.
Следует
так же отметить, что в мире не существует особого, обособленного от
национальных транспортных систем международного транспорта, предназначенного
исключительно для международных перевозок грузов и пассажиров. Международные
перевозки обслуживаются национальными перевозчиками различных стран,
использующими для этого свой подвижной состав (морские и речные суда, самолеты,
вагоны, автомобили), а также транспортные сети (железнодорожные, автомобильные,
речные, воздушные) и транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты,
железнодорожные станции, автостанции, грузовые и пассажирские терминалы),
относящиеся к транспортным системам отдельных стран.
[1] ЛИХТЕР (голл.
lichter), несамоходное морское судно для перевозки грузов, а также для
беспричальных грузовых операций при погрузке-разгрузке на рейде глубокосидящих
судов, которые не могут войти в порт.
Похожие материалы:
Место и роль государства в политической системе общества
Место и порядок содержания задержанных лиц - КоАП
Место и время допроса
Место и роль организации (фирмы) в обществе
Место инновационного менеджмента в комплексе дисциплины по теории и практике управления (Гольдштейн Г.Я.)
Место информации в НИОКР
|