Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Маркетинг

Г.Я. Гольдштейн, А.В. Катаев
Маркетинг

Учебное пособие для магистрантов. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. 107 с.

Предыдущая

 

10. Международный маркетинг

10.1. Основное содержание и цели международного маркетинга

Обычные мотивы интернационализации бизнеса:
- насыщение внутреннего (домашнего) рынка;
- дефицит платежного баланса страны и правительственная поддержка экспортной и транснациональной деятельности;
- необходимость освоения новых рынков.

Основные этапы интернационализации бизнеса и соответствующие типы компаний:
- экспортер;
- международная деятельность;
- мультинациональная деятельность;
- глобальная деятельность.

Соответственно международный маркетинг включает вопросы:
- интернациональных рынков;
- мультинационального маркетинга;
- глобализации;
- решений по входу на рынок;
- маркетинговых исследований;
- решений по продукту;
- тактики входа на рынок.

Различные этапы интернационализации определяют и различные подходы фирм к основным аспектам своей деятельности (табл. 10.1).

Таблица 10.1

Характеристики различных стадий развития корпораций

Стадия

Фокус деятельности

Видение

Ориентация

Стратегия

Структура

Маркетинговая стратегия

Реализация НИОКР

Стиль деятельности

Внутренняя

Внутренний рынок

Внутренние горизонты

Внутренняя

Внутренняя

Внутренняя

Внутренняя

Внутренняя

Внутренний

Международная

Сходство во внешних рынках

Собственные критерии

Этноцентрическая собственной страны

Международная

Международные отделения

Расширение

Собственная стратегия

Централизованный менеджмент

Мультина-
циональная

Разница во внешних рынках

Рассмотрение каждой страны как уникальной

Полицентрическая

Полицентрическая

Отделения по продуктам и регионам

Адаптация

Дома и вне, но неинтегрированная

Децентрализация

Глобальная

Сходство / унификация действий и разница в мировом рынке

Всемирное комплексное

Геоцентрическая

Глобальная

Смешанная (матричная)

Расширение, адаптация, зарождение

Интегрированная

Интегрированный / взаимодействующий менеджмент

Стадия

Кадровая политика

Связь

Политика НИОКР

Финансовая политика

Производственная политика

Инвестиционная политика

Сохранение положения

Внутренняя

Внутренняя

Внутренняя

Внутренняя

Внутренняя

Внутренняя

Внутренняя

Внутреннее

Международная

Домашние кадры

Сверхувниз

Новые продукты для нужд рынка в собственной стране

Расчет в первую очередь на источники в собственной стране

Расчет на источники в собственной стране

Использование движения ресурсов во всем мире

Положение в собственной стране прежде всего, мера успеха - положение на внутреннем рынке

Мультина
циональная

Собственные кадры в каждой стране

Ограниченная высокая автономность по странам

Новые продукты для нужд рынка в каждой стране

Расчет на финансовые ресурсы в каждой стране

Местное производство

Фонды для роста в каждой стране

Отдельный счет для каждой страны мира: доля рынка на интегральной основе

Глобальная

Лучшие кадры (независимо от национальности) для всего мира

Интенсивная сверху-вниз

Новые продукты для национального и глобального рынка

Получение финансовых ресурсов из наиболее дешевых источников в мире

Сеть производств с минимальными издержками во всем мире

Перекрестное субсидирование проектов из одной страны в другую в глобальных целях

Мера - глобальный успех, доля мирового рынка

 

10.2. Маркетинг глобализации деятельности фирмы

Это предельная форма интернационализации бизнеса. Ее распространению способствуют:
- международный финансовый и валютный рынки,
- мировая система торговли (организация ГАТТ),
- глобальное “потепление” политической обстановки,
- экономический рост отдельных стран (что делает их рынки более восприимчивыми к импорту),
- технологии коммуникаций и транспорта,
- глобальная конкуренция.

К числу существенных преимуществ глобализации относятся экономия на масштабе, что часто определяет положение фирмы в конкурентной борьбе. Конкурентный статус в глобальном бизнесе можно оценить с помощью следующей матрицы положения в интернациональной конкуренции:

Матрица положения фирм в интернациональной конкуренции

Наилучшая позиция, конечно, у “королей”, что дает им возможность расширять дело. Наихудшая позиция  у “заурядных”, которые нуждаются в стратегии маркетинговых ниш. “Бароны” имеют возможность экспансии, но концентрируются в ограниченном числе стран. “Крестоносцы” хотя и работают во многих странах, но их позиция уязвима из-за слабости продуктового портфеля.

По-настоящему глобальная деятельность может базироваться на:
- технологическом развитии,
- инновациях,
- базовой концепции,
- соответствующем маркетинге.

Ключом практической политики глобализации конкретных фирм остается правильное сочетание “стандартизации” (“мирового стандарта” в маркетинге, в том числе и в продукте для всех рынков) и “адаптации” (классическом маркетинговом подходе к индивидуальным нуждам рынков и потребителей). Это можно отразить в виде матрицы на рис. 43.

Матрица видов интернационализации бизнеса

Рис. 43. Матрица видов интернационализации бизнеса

Анализ положений различных отраслей в такой матрице (рис. 44) показывает наличие определенных отраслевых факторов интернационализации бизнеса.

Положение различных отраслей в матрице интернационализации

Рис. 44. Положение различных отраслей в матрице интернационализации

С учетом этих обстоятельств можно переходить к ответу на следующие вопросы:

1. Расположен ли наш бизнес к глобализации?

(Каков главный спрос на продукт на главных рынках, какие факторы влияют на него, насколько унифицированы потребительские нужды в разных странах, какие сдвиги будут в цепи издержек при переходе к глобальной ориентации);

2. Какова наша наилучшая стратегия?

3. Может ли компания реализовать эту стратегию?

(Если компания не имеет существенных конкурентных преимуществ и рынок уже занят глобальными конкурентами, глобализация может иметь мало шансов на успех. В этом случае надо искать специализированные ниши и сегменты потребителей с предельно высокими требованиями к сервису).

Обычный подход к жизненному циклу продукта при интернациональном маркетинге иллюстрируется на “модели перетекания” (рис. 45).

Модель перетекания при интернационализации бизнеса

Рис. 45. “Модель перетекания” при интернационализации бизнеса

10.3. Маркетинг на экспортном и международном этапах интернационализации бизнеса

В этом случае должны быть приняты три важных исходных решения:
1. Следует ли предпринять действия по международному маркетингу?
2. Если да, то в какой конкретной стране следует действовать?
3. И при помощи каких средств?

С целью выяснения этих аспектов должна быть собрана соответствующая информация о целевом рынке. Процесс планирования маркетинговой деятельности по экспорту приведен на рис. 46.

Процесс планирования экспортного маркетинга

Рис. 46. Процесс планирования экспортного маркетинга

Для селекции экспортных рынков должны быть проведены оценки по следующей процедуре:

А. Географическая сегментация:
- общие рыночные показатели,
- специфические показатели по продукту,
- оценка рыночных потенциалов.

Б. Социально-экономическая сегментация:
- характеристики потребителя (количественные и качественные показатели),
- характеристики снабжения (конкуренция, распределение, среда).

В. Оценка потенциала продаж:
- рынки,
- сегменты.

Г. Оценка прибыльности:
- ранжирование рынков / сегментов,
- финальная селекция рынка.

Д. Стратегическое планирование.

Разумеется, эти процессы итеративны и охвачены обратными связями.

“Портфель стран” должен быть сбалансирован и оценен по различным видам маркетинговой деятельности. Для этого могут быть рекомендованы матрицы стратегических условий бизнеса по географическим рынкам и балансы соответствия рыночных нужд и ресурсов(см., например, матрицу на рис. 47).

Матрица баланса рыночных нужд и ресурсов

Рис. 47. Матрица баланса рыночных нужд и ресурсов

Положение различных стран в интернационализации бизнеса может иллюстрироваться матрицей на рис. 48.

Матрица стратегических условий бизнеса по географическим рынкам

Рис. 48. Матрица стратегических условий бизнеса по географическим рынкам (Диаметр круга пропорционален объему продаж)

10.4. Маркетинговые исследования в международном маркетинге

Обобщение частных решений, которые должны приниматься на различных этапах международных маркетинговых исследований, и сведения, необходимые для этого, приведены в табл. 10.2.

Таблица 10.2

Информационная база маркетинговых решений

Маркетинговые решения

Необходимые сведения

Переходить к интернационализации или оставаться на внутреннем рынке?

Оценка спроса на мировом рынке и потенциальная доля фирмы на нем с точки зрения локальной и международной конкуренции.

На какой рынок выходить?

Ранжирование мировых рынков в соответствии с рыночным потенциалом, локальной конкуренцией и политической обстановкой.

Как входить на целевой рынок?

Размер рынка, международные торговые барьеры, стоимость транспортировки, локальная конкуренция, требования правительства и политическая стабильность.

Как осуществлять маркетинг на целевых рынках?

Для каждого рынка: поведение покупателей, практика конкуренции, каналы распределения, среда продвижения и ее практика, опыт фирмы здесь и на других рынках

Схема экспортных маркетинговых исследований показана на рис. 49.

Схема исследований по экспортному маркетингу

Рис. 49. Схема исследований по экспортному маркетингу

Наиболее полезные источники информации перечислены ниже.

Организация экономического сотрудничества и развития:
- Economic Surveys,
- Statistics of Foreign Trade,
- Trade by Commodities,
- Economic Outbook.

ООН:
- Yearbook of International Statistics,
- Yearbook of Industrial Ststistics,
- Monthly Bulletin of Statistics.

Euromonitor (коммерческое агентство):
- Market Research Europe,
- International / European Marketing,
- Data and Statistics,
- Consumer Europe.

Коммерческие агентства, которые могут выполнять маркетинговые исследования:
- The Economist Intellegence Unit (EIU) - Лондон, Брюссель.
- Stanford Research Institute - Лондон, Цюрих, Меклопарк (Калифорния).
- Battele Institute - Женева, Франкфурт, Колумбус (Огайо),
- Business International (Нью-Йорк, Лондон, Женева).

10.5. Тактика выхода на рынок

Полная возможная структура канала распространения при экспортной деятельности:

структура канала распространения при экспортной деятельности

Организационно экспортная деятельность может принять следующие формы:
- экспортная торговля, базирующаяся дома,
- непрямая экспортная торговля,
- лицензирование,
- совместные предприятия,
- совместное распределение,
- местные торговые организации,
- посредники / агенты.

При экспортной торговле, базирующейся дома, все управление идет из офиса, расположенного там же. Это необходимо, если операции ограничены, торговля не связана с морскими перевозками, торговля производится с учреждениями зарубежного правительства или другими иностранными группами потребителей, не требуется послепродажное обслуживание.

При непрямой экспортной торговле заморские операции субконтрактуются экспортно-импортными домами.

Лицензирование - способ быстрого, эффективного по стоимости вхождения на большое число рынков, включая сервисные. Оно не требует вложения ресурсов (пример Пепси-колы). Достоинства - нет необходимости в высококвалифицированных специалистах на местном рынке. Недостаток - ограничение дальнейшего развития позиций фирмы на рынке. Лицензирование может сопровождаться созданием совместных предприятий.

На больших, наиболее притягательных рынках в условиях значительной конкуренции и необходимости послепродажного обслуживания целесообразно создание местных торговых организаций.

Наиболее широко используются агенты или дистрибьюторы (агенты - независимые посредники, которые получают комиссионные за продажу. Дистрибьюторы покупают товар на свое имя и компенсация затрат зависит от выгодности их сделки с потребителем).

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)

Похожие материалы:
Международный кредит и мировой кризис задолженности. Парижский клуб
Международный договор и обычай – основные источники международного права (Батычко В.Т., 2011)
Международный арбитраж
Международный туризм
Межотраслевой баланс (Ланкин В.Е. и др.)
Межфункциональные барьеры стратегическим изменениям в фирме



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру