К.С. Идиатуллина
Система государственного управления Учебное пособие. - Казань: Казан.гос.технол.ун-т, 2006. -164 с.
Тема 5. Федеральное Собрание РФ
5.2. Организация деятельности Государственной Думы и Совета Федерации
В ст. 102 и 103
Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального
Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту
и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут
быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства
и т.д. Федеральное Собрание рассматривает все вопросы, связанные с основной
экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор
налогов и т.д. Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на
недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.
Основная функция
Федерального Собрания является функция законодательства. Законодательный
процесс начинается с законодательной инициативы. Право законодательной инициативы
по Конституции РФ предоставлено Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета
Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, представительным
органам субъектов РФ, а также Конституционному, Верховному, Высшему Арбитражному
судам РФ по вопросам их компетенции. Согласно регламенту Государственной Думы
рассмотрение законопроектов осуществляется в три чтения, в ходе которых обсуждается
концепция, оцениваются положения, отдельные статьи законопроекта, определяется
необходимость принятия, вносятся поправки и т.п. Закон о государственном
бюджете принимается в четыре чтения. Федеральные законы принимаются
большинством от общего числа депутатов и в течение пяти дней передаются в Совет
Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за
него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если
в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Для
преодоления разногласий палаты могут создать согласительную комиссию, после
чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению в Государственной Думе.
Акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории
Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального
опубликования, если в самих актах палат не установлен другой порядок вступления
их в силу.
Внутренняя жизнь палат
Федерального Собрания регулируется регламентом. Палаты избирают председателей,
их заместителей, председателей и заместителей председателей комитетов и комиссий.
Политические партии и избирательные объединения создают фракции. Основной
формой работы является сессия, которая состоит из заседаний палат, комитетов и
комиссий, депутатских (парламентских) слушаний.
Планирование работы
Госдумы основывается на Программе законодательной деятельности на
предстоящую сессию, в которой дается примерный перечень законопроектов,
предстоящих рассмотреть депутатам. В Порядке работы Госдумы дается график
работы депутатов на каждую рабочую неделю, включая работу комитетов, комиссий,
партийных фракций, пленарные заседания и т.д. В Распорядке работы депутатов на
текущую неделю обозначаются период проведения пленарных заседаний, работа
комитетов, сроки работы в избирательных округах и т.п. Текущее планирование осуществляется
на месяц, неделю и на день пленарных заседаний. За организационно-методическое
обеспечение работы палат отвечают аппараты Госдумы и Совета Федерации.
|