К.С. Идиатуллина
Система государственного управления Учебное пособие. - Казань: Казан.гос.технол.ун-т, 2006. -164 с.
Глава 2. Развитие науки государственного управления
2.2. Зарубежные реформы административного управления
Теоретические разработки
в сфере государственного управления находили практическое воплощение в
административных реформах.
В ХХ в. первая волна
административных реформ прошла за рубежом в 1920-1930-х годах, когда
государство было вынуждено усилить свою роль в экономике и взять на себя
выполнение многих социальных функций. Это потребовало создания профессиональной
государственной службы и укрепления всех государственных структур.
Вторая волна
административных преобразований приходится на 1980-90-е годы и обусловлена «перегревом»
государства от огромного числа возложенных на него задач и функций, дополняемых
все новыми проблемами, решить которые оно оказалось не в состоянии. Это ведет к
отчуждению власти от гражданского общества и усилению недоверия различных
социальных слоев. Разрешить эти и другие проблемы призваны административные
реформы, начавшиеся в большинстве развитых стран мира.
Со второй воловины ХХ
века мировая наука о государственном управлении движется в направлении
существенного пересмотра прежней, «классической» парадигмы государственной
службы и принципов ее построения. Перемены последнего десятилетия можно свести
к следующим основным направлениям:
- признание неустранимости
политической роли бюрократии и поиск новых форм контроля над ней со стороны
общества, оптимального сочетания политических и профессиональных начал в администрации;
- уменьшение роли
вертикальной иерархии, развитие функциональных органов, «плоских» структур,
организаций и т.п.;
- ограничение значимости
традиционной административной «лестницы чинов»;
- создание культуры
государственного предпринимательства, внедрение принципов менеджмента в
деятельность госаппарата, перевод его части на рыночные принципы функционирования;
- децентрализация,
стремление к удешевлению, сокращение госаппарата;
- стремление сделать
государственную службу максимально «прозрачной» и «отзывчивой» на общественные
ожидания и требования.[19]
Административные реформы
различают по масштабам, глубине, характеру и целям, а их результаты во многом
зависят от исторических условий, экономических и социальных факторов, стратегии
и методов действия правительств. Вместе с тем можно выделить два типа
административных реформ, разворачивающихся в настоящее время.
Во-первых, это реформы,
проводимые одновременно с изменением политической системы, когда они являются
следствием смены общественного строя, что требует создания новой системы
государственного управления, адекватной экономическим и социальным отношениям.
Реформы такого типа проводятся во всех бывших социалистических странах и
включают разработку законодательства, реорганизацию госаппарата, формирование
государственной службы, развитие местного самоуправления и т.д.
Во-вторых, это реформы,
осуществляемые в рамках стабильной политической системы, которые направлены на
модернизацию всей административной системы или ее отдельных частей, что не
связано с фундаментальными изменениями в государственном устройстве. Такие
реформы характерны для большинства развитых стран с рыночной демократией. В
одних странах правительства идут на глубокие преобразования (Великобритания,
Новая Зеландия, Франция), в других - ограничиваются отдельными мероприятиями по
совершенствованию работы госаппарата.
Анализ административных
преобразований позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, хотя причины и
условия начала реформ во многих странах различны, в целом выбранная стратегия и
основные направления совпадают. Во-вторых, модернизация государственного
управления направлена на повышение эффективности и результативности работы
государственных структур, усиление их ответственности за предоставление качественных
услуг населению. В-третьих, если в развитых странах проводится работа по
совершенствованию сложившейся системы государственного управления, то в бывших
социалистических странах разворачивается процесс формирования новых институтов
и механизмов одновременно с глубокими экономическими и политическими преобразованиями.
В-четвертых, интенсивно разрабатывается концепция «нового государственного
управления», основанная на замене бюрократической машины гибкими автономными
организационными структурами, несущими ответственность перед обществом и развивающими
партнерские отношения с частным сектором, гражданами и общинами. В-пятых,
административные преобразования, охватившие большинство стран мира, являются
отражением глобальной тенденции по переосмыслению природы и роли государства в
жизни современного общества в канун XXI века.[20]
Изучение мировой практики
позволяет выделить характерные особенности, присущие эффективно действующему
госаппарату, и определить основные направления его эволюции. В общем виде этот
процесс можно представить как переход от традиционных ценностей к новым. Гибкие
и эффективные системы управления, способны легко адаптироваться к быстро
меняющейся внешней среде. На смену бюрократической зависимости и иерархической
подчиненности приходит принцип автономии и ответственности за выполнение
основной миссии, возложенной на государственные структуры. В связи с этим на
первый план выходят организационная гибкость, управление инновациями, децентрализация,
значительная свобода действий персонала.
Качество государственного
управления во многом зависит от деятельности высших руководителей, недооценка
работы с которыми всегда приводила к негативным последствиям. Признание их
особой роли в госаппарате способствовало появлению в ряде стран (США,
Австралии) отдельного института – службы высших чиновников, позволяющего
отбирать наиболее талантливых и компетентных специалистов, ориентированных не
на карьеру, а на выполняемую работу.
Вводятся стандарты
профессиональной компетенции высших чиновников в области менеджмента, от
которых сейчас требуются не только знания, но и новые качества государственных
лидеров. Речь идет об их способности определять стратегические задачи и
приоритеты; понимать политический контекст и институциональные факторы,
присущие любой ситуации; учитывать позиции и интересы различных групп и
изменять баланс сил в нужную сторону; оценивать этические аспекты и социальные
последствия решений; обеспечивать соблюдение демократических норм и ценностей;
управлять политическими и организационными изменениями с учетом культурных,
национальных, институциональных факторов.
Предоставление большей
самостоятельности потребовало новых подходов к системе отчетности и контроля за
госаппаратом. Основное внимание переносится с контроля за процессом выполнения
работы и использования государственных ресурсов на контроль и оценку
результатов и последствий. Наряду с эффективностью деятельности учитывается
этическая сторона, а также умение работников провести анализ проблем,
разработать и осуществить план действий, оценить его результаты и последствия.
Повышению эффективности
госаппарата мешает монопольное положение большинства его органов. Поэтому
необходима система, обеспечивающая развитие конкурентных начал, особенно в
сфере предоставления услуг населению. В связи с этим в большинстве развитых
стран проводится политика демонополизации. Все большее распространение получает
практика заключения контрактов с негосударственными или частными структурами на
выполнение определенного вида работ, объявляются тендеры. В результате
население имеет большую свободу выбора, госслужащие получают стимул для
повышения качества оказываемых услуг, а в итоге повышается результативность
деятельности всего госаппарата.
[19]
Возжеников А.В. Становление института государственной службы в современной
России// Государственная служба в современной России: Сб. статей.- М.: ИНИОН,
2003. - С.24-25.
[20] Сморгунов Л.В.
Современная сравнительная политология: Учебник. – М.: РОССПЭН, 2002. -
С.376-394.
|