Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Менеджмент

К.С. Идиатуллина
Система государственного управления

Учебное пособие. - Казань: Казан.гос.технол.ун-т, 2006. -164 с.

Предыдущая

Глава 12. Государственное управление социальной сферой

12.1. Социальная политика государства

Согласно конституции Российская Федерация является социальным государством. Модель социального государства включает в себя: 1) политику полной занятости; 2) систему соглашений между работодателями и наемными работниками; 3) защиту государством социальных нужд населения и его от социальных рисков.

Социальная политика государства – это целенаправленная деятельность государственных органов по управлению социально-культурной сферой общества, направленная на все более полное удовлетворение его нужд, повышение благосостояния населения и соблюдение основополагающих принципов социальной справедливости.

Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания. Социальная политика – система социальной защиты, социальных гарантий и социального партнерства.

Социальная защита – это комплекс мер, осуществляемых государством в различных сферах деятельности, обеспечивающих доступ каждого члена общества к минимально необходимому комплексу социальных благ, способствующих преодолению социального неравенства и поддержке наиболее уязвимых слоев населения, семей, граждан. Институт социальной защиты включает в себя социальное страхование, социальную помощь, государственное обеспечение и государственные и частные фонды.

В своей деятельности государственные органы в области социальной защиты руководствуются законами, устанавливающими государственные стандарты обслуживания населения, нуждающегося в социальной поддержке, например, «Об основах социального обслуживания населения», «О ветеранах». Субъектами социальной защиты являются не только государственные, но и муниципальные органы, частные организации, учреждения и институты, осуществляющие и контролирующие процессы защиты населения.

Большая часть средств на поддержку социально уязвимых групп населения - престарелых, инвалидов, безработных – выделяется через социальные внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд медицинского страхования, пенсионный фонд.

Важной частью государственного управления социальной сферой остается руководство системой социального страхования как по страховым случаям и временной потере нетрудоспособности, так и по пенсионному обеспечению. Государство способствует введению системы дополнительного пенсионного обеспечения из негосударственных пенсионных фондов.

Критерии и ориентиры социальной политики государства выражаются в общепринятых в мировой практике показателях социального развития, таких как: индекс человеческого развития, уровень образования, средняя продолжительность жизни, соотношение рождаемости и смертности, естественный прирост населения, уровень бедности, безработицы, структура потребления и т.п. Они используются государством в качестве инструментов социальной политики. С их помощью ведется оценка уровня жизни, определяются минимальные размеры заработной платы, пенсий, других социальных выплат и пособий. Они служат критерием малообеспеченности и адресной поддержки наиболее нуждающихся групп населения.

Уровень жизни – важнейший показатель, характеризующий потребление населением материальных и духовных благ и степень удовлетворения потребностей в этих благах, отражающий благосостояние населения, благополучие общества в целом и каждого человека в отдельности. Уровень жизни характеризуется системой количественных и качественных показателей объемов реальных доходов на душу населения, уровнем и динамикой цен на основные предметы потребления, размером квартплаты, коммунальных платежей, налоговых выплат, транспортных расходов, социальных выплат, жилищно-бытовыми условиями, возможностью пользоваться общедоступными благами, уровнем образования, медицинского обслуживания, средней продолжительностью жизни, удельным весом населения, находящимся за чертой бедности. Эта черта характеризуется такими показателями, как минимальный потребительский бюджет, потребительская корзина и прожиточный минимум.

Минимальный потребительский бюджет включает более 300 наименований продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг, а также налоги и другие обязательные платежи и исчисляется на основе потребительской корзины, представляющей нижнюю границу нормального потребления в представлении населения и необходимых биологических потребностей человека. В середине 1990-х годов в Российской Федерации было введено понятие «прожиточный минимум», этом минимум должен использоваться для планирования поддержки малообеспеченных слоев населения и расчета минимальной оплаты труда и пенсий.

Прожиточный (физиологический) минимум – это стоимостная оценка минимально необходимых продуктов питания и услуг, которые нужны для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; она используется для фиксации официальной черты бедности. Данный минимум включает стоимость набора из 35 минимально необходимых видов продуктов питания и расходы на непродовольственные товары, исчисляемые по отношению к стоимости продовольственной корзины.

Практика показывает, что размеры установленной минимальной заработной платы значительно отстает от прожиточного минимума, что нарушает Трудовой кодекс. Поскольку правительство не в состоянии обеспечить прожиточный минимум, приоритетной целью его политики должна стать ликвидация разрыва между прожиточным минимумом и доходами наиболее нуждающихся слоев населения.

Инструментами объективно обусловленной социальной политики становятся государственные гарантии, социальные стандарты, потребительские бюджеты и другие рычаги. Государственные социальные стандарты разрабатываются на единой правовой базе и на общих методических принципах. Основой служат законы о прожиточном минимуме, потребительском бюджете и другие нормативные акты. Социальные стандарты определяют минимально необходимую потребность бюджетных средств для реализации основных конституционных прав граждан. Они включают наиболее важные, обобщающие и долговременные социальные показатели (денежные доходы, пособия и др.). Органы власти субъектов РФ и местного самоуправления вправе устанавливать региональные и местные дополнительные социальные стандарты при условии их обеспечения за счет собственных средств (нормативы оплаты жилья, коммунальных услуг и т.д.).

В реализации вопросов социального обеспечения участвуют органы государственной власти РФ и субъектов РФ. К их ведению отнесено формирование и осуществление единой государственной политики в области социального обеспечения и поддержки тех групп населения, которые нуждаются в защите со стороны государства; разработка и реализация федеральных и отраслевых программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых, малообеспеченных и многодетных семей; управление учреждениями социального обслуживания населения; разработка социальных норм и нормативов, создание системы социального обслуживания населения. Между Федерацией и субъектами РФ разграничивается ответственность в социальной сфере. При решении социальных проблем необходима координация взаимодействий органов власти на уровнях федеральном, субъектов федерации и местного самоуправления.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство деятельностью по претворению единой государственной политики в области социальной защиты является Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Совместно с органами социальной защиты субъектов РФ и Пенсионным Фондом РФ оно разрабатывает государственную политику в области пенсионного обеспечения. В целях совершенствования управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации, Президент Российской Федерации издал Указ от 27.09.2000г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», в соответствии с которым, за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий. Пенсионные выплаты осуществляются также негосударственными пенсионными фондами, чья деятельность регулируется Указом Президента РФ от 16.09.92г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Государственные учреждения социального обслуживания являются юридическими лицами, не подлежат приватизации, перепрофилированию. Частная деятельность по социальному обслуживанию подлежит государственному лицензированию.

Различают учреждения социального обслуживания семьи и детей, престарелых и инвалидов; территориальные центры социального обслуживания, отделения социальной помощи на дому, учреждения в небольших городах, в сельской местности. Утвержден федеральный перечень гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста, инвалидам и некоторым другим категориям населения государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. В соответствии с законом «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь может предоставляться малоимущим и одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Формами социальной поддержки выступают пособия, компенсации, другие выплаты на принципах адресности. В соответствии с федеральным законом с 2005 г. осуществляется монетизация льгот.

Действует единая система пособий для поддержки материнства, отцовства и детства. Выплаты осуществляются за счет средств Фонда социального страхования, федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов предусматривает обеспечение им равных с другими возможностей в реализации экономических, политических и других прав и свобод в соответствии с принципами и нормами международного права.

Государство регулирует рынок труда в целях оптимизации предложения и спроса на рабочую силу, сдерживания роста и сокращения периода безработицы, обеспечения свободного перемещения работающих по стране, смягчения социальной напряженности в обществе. Для этого проводится политика содействия занятости, развертывания инфраструктуры рынка, развития рынка жилья, выравнивания условий жизни, социального обеспечения временно неработающих. Первоочередными объектами государственного регулирования рынка труда являются оплата и охрана труда, предложение рабочей силы, спрос на нее

Важнейшей целью государственной политики в сфере труда и занятости является создание и поддержание атмосферы социального партнерства. Средством ее достижения на всех уровнях трудовых отношений является коллективно-договорной механизм. Функционируют двух- и трехсторонние комиссии, обеспечивающие подготовку и заключение соглашений, служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Общие принципы и условия согласованного проведения социально-экономической политики на федеральном уровне устанавливаются правовым актом – Генеральным соглашением. Его участниками являются три стороны: Правительство РФ, общероссийское объединение профсоюзов, работодатели (их объединения). Содержание Генерального соглашения определяется Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Заключаются также отраслевой (тарифное) соглашение, региональное соглашение, коллективные договоры на предприятиях и в организациях.

Предыдущая


О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру