Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Консалтер.Ру > Библиотека > Менеджмент

К.С. Идиатуллина
Система государственного управления

Учебное пособие. - Казань: Казан.гос.технол.ун-т, 2006. -164 с.

Предыдущая

Глава 10. Формирование и реализация государственной политики

10.1. Разработка государственной политики

Государственная политика – это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющем государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Разработка государственной политики должна опираться на принципы открытости, конкурентности и ориентироваться на результаты.

Обычно государственную политику разделяют по направлениям в зависимости от характера и содержания проблем и вопросов, которые необходимо решать органам власти в определенной сфере общественной жизни. Выделяют следующие виды государственной политики: экономическую, социальную, административную, экологическую, кадровую, демографическую, информационную и т.д. Внутри каждого направления можно выделить большое число направлений государственной политики. Например, в рамках социальной политики планируются мероприятия в области занятости населения, пенсионного обслуживания, охраны здоровья, образования и т.д.

Возможна классификация госполитики и по другим критериям, что позволяет лучше понять характер отношений, существующих между участниками разработки и реализации политики, а также определить уровень конфликтности той или иной политики. При таком подходе выделяют политику распределительную, перераспределительную, регулирующую, административно-правовую, стратегическую, антикризисную.

Формирование и реализация государственной политики обычно имеют четыре этапа: 1-й этап – определение общественных проблем и целей политики (инициирование политики); 2-й этап – разработка и легитимация государственной политики (формирование политики); 3-й этап – осуществление и мониторинг государственной политики; 4-й этап – оценка и регулирование государственной политики.

В демократическом государстве имеется множество каналов и механизмов, позволяющих доводить до власти список актуальных проблем через политические партии, СМИ, группы интересов и т.д. Ограниченные ресурсы общества не позволяют заниматься решением всех проблем, поэтому выбирают лишь первостепенные. Задачей правительства является рационализация государственной политики, что означает определение круга приоритетных отраслей, сфер и проблем, которым необходима государственная поддержка.

Разработка государственной политики начинается с определения основных целей и приоритетов государства в области, нуждающейся в государственном регулировании и воздействии для решения возникших проблем. Первоначальным этапом является идентификация и постановка общественных проблем, затем определяются наиболее актуальные проблемы, на этой основе формируется рабочая повестка для парламента или правительства.

Основным критерием перехода из общественной сферы в государственную является принятие официального документа органами государственной власти. Общую стратегию внешней и внутренней политики в РФ определяет Президент РФ. Он ставит общие цели перед федеральными органами государственной власти, в частности, в своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ. Правительство РФ определяет конкретные цели и стратегию государственной политики в отдельных областях. Парламент РФ принимает в этом участие, обсуждая актуальные проблемы в ходе принятия бюджета или законодательных актов, относящихся к отдельным сферам государственной политики.

Наиболее важные характеристики государственной политики, которыми она должна обладать в целом, сводятся к необходимости отвечать следующим показателям:

·         реагировать на изменения, происходящие в обществе и государстве;

·         иметь комплексный характер и рассматривать любую проблему во взаимосвязи с другими проблемами;

·         быть эффективной и результативной;

·         пользоваться доверием населения.

Предыдущая


О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2017, Консалтер.Ру