К.С. Идиатуллина
Система государственного управления Учебное пособие. - Казань: Казан.гос.технол.ун-т, 2006. -164 с.
Глава 10. Формирование и реализация государственной политики
10.2. Реализация государственной политики
Государственная политика
может разрабатываться и реализовываться на нескольких уровнях в зависимости от
масштаба решаемой проблемы или охвата общественной сферы. Этот уровень
определяет цели и стратегию политики, характер участвующих организаций и
индивидов, методы осуществления и последствия. Обычно выделяют три уровня
государственной политики: макроуровень в глобальных масштабах страны, группы
стран; метауровень, относящийся к отдельным сферам и направлениям; микроуровень,
затрагивающий решение локальных проблем. Также выделяют общегосударственную или
федеральную, региональную и местную политику.
Реализация
государственной политики – это постоянный, динамичный процесс достижения
поставленных целей, в котором принимают участие различные органы
государственной власти и институты гражданского общества. Реализация начинается
сразу же после одобрения и легитимации государственной политики или отдельной
программы и является основным видом деятельности государственного аппарата.
Составной частью
осуществления государственной политики является определение механизма ее
реализации, включающего совокупность средств, методов и ресурсов,
обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными
задачами. Механизм реализации состоит из комплекса мероприятий: организационно-управленческих,
нормативно-правовых, финансово-экономических и социально-психологических.
Главную роль при
осуществлении государственной политики играют органы исполнительной власти на
всех уровнях. Эффективность государственной политики зависит от выполнения нескольких
условий:
1.Законодательство должно
точно определять границы и основные организационные и финансовые аспекты
реализации государственной политики.
2. Исполнительные органы
должны обладать необходимыми ресурсами и квалифицированными кадрами.
3. Государственная
политика должна найти широкую поддержку среди социальных групп и лидеров
общественно-политических организаций.
4. Государственная
политика не должна вызывать социальных конфликтов и подрывать
социально-экономические или политические основы государства.
В процессе реализации
политики роль государственных органов власти состоит в том, чтобы: получить
необходимые ресурсы; разработать соответствующие планы и программы; организовать
и скоординировать деятельность участников; осуществить мероприятия по
достижению поставленных целей.
Широко используется в
системе государственного управления такой инструмент как разработка и
реализация государственных целевых программ. Проект целевой программы
состоит из нескольких блоков:
1) содержание проблемы и
обоснование необходимости ее решения программными методами;
2) основные цели и задачи
программы, сроки и этапы ее реализации;
3) система программных
мероприятий;
4) ресурсное обеспечение
программы;
5)
организационно-экономический механизм реализации программы;
6) организация управления
программой и контроль за ходом реализации;
7) оценка эффективности
социально-экономических последствий программы;
8)паспорт программы.
В приложении к проекту
целевой программы даются:
1) пояснительная записка;
2) бизнес-план с
социально-экономическим и технико-экономическим обоснованием;
3) предварительная
бюджетная заявка на ассигнования из государственного бюджета для финансирования
программы на очередной финансовый год;
4) лист согласований с
заинтересованными органами исполнительной власти.
Целевые программы – это
инструмент госполитики, они увязаны по ресурсам, исполнителям и срокам
осуществления с комплексом научно-исследовательских, опытно-конструкторских,
производственных, социально- экономических, организационно-хозяйственных и
других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач.
В органах исполнительной
власти особое внимание уделяют разработке стратегического и оперативного планов
и увязыванию их с целями и деятельностью представительной власти. Одним из
эффективных методов, позволяющих еще на начальной стадии изучить вопросы
результативности выполнения планов и программ, является разработка сценария их
реализации. В нем дается описание будущих событий и предвидится поведение
основных участников. Обычно разрабатывают несколько сценариев при различных
условиях и наличии благоприятных и негативных факторов.
Организация,
заинтересованная в получении достоверной информации, должна сформировать
систему мониторинга. Её основная задача состоит в том, чтобы контролировать
процессы и выявлять благоприятные возможности, и, прежде всего, сбои в работе
или возникающие проблемы, для принятия своевременных мер.
Одним из важных элементов
государственной политики является ее оценка, так как должна быть система
получения информации и обеспечения контроля за результатами и последствиями
принимаемых решений и всей политики в целом. Мониторинг – своеобразная политика
безопасности в организации, которая включает следующие элементы: информационную
систему, аналитическую систему и оперативную систему. Без этого важного звена
сильно снижается эффективность всей государственной политики, кроме того, без
оценки предыдущей работы трудно разрабатывать будущую стратегию и регулировать
государственные программы.
Оценка реализации
государственной политики
–это совокупность механизмов и методов по изучению и измерению фактических
результатов государственной политики или программ, которые завершены или
находятся в стадии реализации, для их совершенствования.
Существуют различные типы
оценок. К основным типам оценок государственной политики относятся:
1) оценка процесса реализации;
2) оценка результатов;
3) оценка последствий;
4) оценка экономической эффективности.
Все формы оценочных
исследований можно разделить на две группы: 1. Научные исследования. При этом
применяются различные методики, применяемые для изучения многообразных социальных
явлений. Они позволяют получить полную и достоверную информацию, но требуют много
времени, денег и привлечения квалифицированных специалистов. Чаще всего
используют следующие методы: социологические опросы, наблюдение, экспертные
оценки, моделирование, применение контрольных групп, проведение экспериментов и
др. 2. Традиционные формы. Они близки к политическому или административному
контролю за ходом реализации решений (парламентские слушания, отчеты
государственных руководителей, контрольные комиссии и др.)
Оценка выполнения
программ включает
изучение методов управления, их эффективности, способностей и возможностей организационных
структур справиться с поставленными задачами, способности мобилизовать
имеющиеся ресурсы, компетентности руководителей и служащих и др.
Оценка результатов политики предполагает изучение того,
в какой степени были выполнены поставленные задачи и цели, удалось ли полностью
осуществить запланированные мероприятия и достичь соответствующих показателей.
Самыми трудными проблемами являются неясно поставленные цели и отсутствие
набора хорошо измеряемых показателей.
Оценка последствий программы является наиболее сложным
типом оценки, хотя ее все чаще используют, особенно при изучении последствий
экономического регулирования. Трудность состоит в том, что последствия могут
проявляться не сразу, а через определенный промежуток времени, иногда довольно
продолжительный.
Оценка экономической
эффективности
проводится на основании двух методов: издержки – выгоды; издержки - эффективность.
Она позволяет определить, насколько рационально были израсходованы
соответствующие ресурсы, выделенные под данную программу.
В России оценка
госполитики является относительно новым направлением, хотя на практике многие
ее элементы давно используются в органах государственной власти. Сегодня стоит
задача всестороннего внедрения методов оценочных исследований во все органы
госвласти на всех уровнях. Первостепенная роль в реализации государственной политики
принадлежит кадрам управления, аппарату госслужащих. Для повышения
качественного состава госаппарата действует механизм ротации кадров, оценки
труда и дисциплинарной ответственности, предотвращения коррупции.
|