Арутюнова Д.В.
Стратегический менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с.
15. Стратегический контроль
15.2. Выбор системы стратегического контроля
Выбор системы стратегического контроля
зависит от нескольких факторов, в том числе:
- от уровня принятия решения и реализации стратегии,
- от типа сформулированной
конкурентной стратегии,
- от типа сформированной стратегии роста и
развития компании,
- от типа организационной структуры
компании,
- от стадии жизненного цикла компании.
Рассмотрим варианты выбора системы
контроля в зависимости от предложенных факторов.
1. В зависимости от управленческих уровней
1.1. Функциональный уровень
На этом уровне системы управления речь
идет о реализации определенных функций, что требует, в первую очередь, обеспечение
жесткого контроля. В связи с этим используются бюрократический контроль и
контроль по выходам для снижения издержек. Если описывать каждую функцию, то
можно сделать следующие выводы:
- производство, материальные потоки и
управление персоналом будут контролироваться через правила и бюджеты,
- в
НИОКР контроль затруднен, в связи с чем в небольших группах актуален контроль
со стороны коллектива,
- в маркетинге возможно использование
контроля по выходу,
- финансы и учет контролируется в первую
очередь с помощью бюрократического варианта.
1.2. Уровень бизнес-подразделения
В данном случае выбор системы контроля
зависит от используемой стратегии и стадии жизненного цикла отрасли.
Реализация стратегии ценового лидерства
делает актуальным вопрос об издержках компании, а следовательно, в качестве
приемлемой системы контроля предлагается контроль по выходу и бюрократический
контроль. Также возможно использование контроля со стороны коллектива в случае,
если речь идет о контроле качества.
Реализация стратегии дифференциации
предполагает акцентирование внимания на качество и уникальность продукции или
услуги, в связи с чем наиболее приемлемым вариантом контроля будет являться
контроль со стороны коллектива (если речь идет о преобладающей функции НИОКР)
или бюрократический контроль, формирующий правила и бюджеты. В случае
преобладающей роли функции маркетинга возможно использование контроля по
выходу.
Реализация стратегии фокусировки
предполагает выделение определенной рыночной ниши и делает актуальным
использование варианта контроля со стороны коллектива (установление норм,
культуры). Возможно так же применение контроля по выходу (например, по
издержкам и качеству) и бюрократического контроля.
Таким образом, управления структурами с
малой дифференциацией приводят к сравнительно простым формам контроля издержек
деятельности фирмы. При дифференциации задачей контрольной системы является
также защита отличительных преимуществ. По этой причине большое значение
приобретает бюрократический контроль и контроль со стороны коллектива. В
компаниях, использующих стратегию фокусирования, контроль основывается на
компромиссе контроля издержек и отличительных преимуществ. Обычно это
сравнительно небольшие компании, и особое значение приобретает контроль со
стороны коллектива.
1.3. Корпоративный уровень
В данном случае системы контроля зависят
от выбранной стратегии роста и развития компании и степени синергизма СЗХ.
При несвязанной диверсификации используется
рыночный контроль. Связанная диверсификация формирует эффект синергизма, что
требует централизованного контроля. В этом случае возрастает роль бюрократического
контроля и контроля со стороны коллектива.
При
реализации стратегии интеграции возникает необходимость координации действий в
процессе формирования стоимостной цепочки, что требует централизованного
контроля и дополнительно к рыночному используются методы бюрократического
контроля.
2.
В зависимости от стадии жизненного цикла компании
Системы контроля меняются в зависимости от
стадии жизненного цикла самой компании.
На стадии зарождения компании с учетом
малых размеров и простой структуры управления достаточно контроля персонала
внутри малых рабочих групп.
С ростом компании развиваются структуры
управления, появляется необходимость в развитии компетенций или в поиске
будущих преимуществ. В этой ситуации контроль должен быть достаточно подвижен
(в основном со стороны коллектива).
Начиная со стадии замедления роста, выбор
системы контроля зависит, в том числе, и от конкурентной стратегии компании.
Например, ценовой лидер должен использовать контроль по выходу и
бюрократический контроль, а дифференциатор - уделять внимание и контроль со стороны коллектива.
На стадии зрелости продукты должны быть
стандартизированы, расширяется их диапазон. Для ценового лидера основною целью
является снижение издержек. Дифференциатор должен стремиться к развитию
отличительных преимуществ. Особое значение, соответственно, приобретают
бюрократический контроль и контроль со стороны коллектива.
В стадии упадка контроль должен
отслеживать издержки ухода из СЗХ и полные стоимости изменения стратегии. В
связи с этим используется вариант бюрократического контроля и контроля по
выходу.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Выбор производственной технологии
Выбор производственной технологии (Фролова Т.А., 2009)
Выбор права сторонами
договора
Выбор способа перевозки
Выбор способа управления
многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению
многоквартирным домом - Жилищный кодекс
Выбор сферы деятельности и обоснование создания нового предприятия
|