Т.А. Фролова
Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.
Тема 2. ТУРИЗМ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
3. Туристский рынок
Туристский
рынок – это система отношений (экономических, социальных, юридических),
связывающих производителей тур продукта и потребителей, которые заинтересованы
в определенном виде турпродукта, которые имеют возможность продавать и покупать
их.
Туристские
рынки можно классифицировать по следующим признакам:
1. По
географии – мировой, региональный, отдельной страны, района внутри страны,
городской.
2. По
отношению к национальной территории – рынки международного и внутреннего
туризма.
3. По
направлению движения – рынки, генерирующие туристские потоки, и рынки,
принимающие туристов.
4. По степени
концентрации – монополистический, олигополистический и свободной конкуренции.
5. По степени
соотношения между спросом и предложением – рынок продавца (характеризуется
высоким спросом и ограниченностью предложения) и рынок покупателя
(характеризуется превышением предложения над спросом).
Тур рынок
представлен в виде системы взаимодействия 4 основных элементов:
-
тур. спрос;
-
тур. предложение;
-
цена;
-
конкуренция
Тур спрос (ёмкость)
– это подтверждение платежеспособностью рекреационных потребностей
потребителей, выраженных в определенном количестве турпродукта и услуг, которые
потребители могут приобрести при определенных ценах.
Спрос –
показатель, отражающий объем продаж определенного тур продукта на выбранном
сегменте рынка.
Спрос бывает:
-
неэластичный;
- стабильный
(вне зависимости от колебания цен);
- эластичный
(изменяющийся в ту или иную сторону, в зависимости от изменяющихся цен).
Спрос может
быть:
-
отрицательный (большая часть рынка недооценивает турпродукт, и
согласна на дополнительные издержки, чтобы избежать его);
-
отсутствующий (потребители игнорируют предлагаемый продукт);
-
открытый (потребители испытывают нужду в туристском направлении или
чем-либо, что рынок по каким-то причинам предложить не может);
-
падающий (потеря у потребителей интереса к определенному
турпродукту);
-
нерегулярный (сезонный, ежедневный, вплоть до почасовых
колебаний);
-
полноценный (тур предприятие – продавец удовлетворен своим
торговым оборотом);
-
нерациональный (вредные для здоровья или аморальные товары и
услуги).
Основой тур
спроса является потребность человека в отдыхе, познании, общении, которое и
побуждает его к путешествию. Являясь элементом тур рынка, спрос формируется на
основе многих факторов объективного и субъективного характера
Динамичное
развитие обусловлено действием комплекса демографических,
природно-географических, социально-экономических, научно-технических факторов.
Наряду с ними
выделяется группа субъективных факторов, включающая вкусы, предпочтения,
национальные традиции.
Предложение
турпродукта (насыщенность) – количество турпродуктов
(туристско-экскурсионных услуг), которое выставлено на рынок при определенном
уровне цен. Если спрос отражает предположительную емкость рынка, то предложение
– это фактический объем туристско-экскурсионных услуг, которые предлагают
потребителю на рынке.
Соотношение
между спросом и предложением зависит от многих факторов, одним из которых
является цена. Завышенные цены приводят, за исключением единичных
случаев, к падению спроса, а занижение к потере прибыли и нерентабельности
предприятия. Каждое тур предприятие, работающее на рынке должно уделять
внимание политике ценообразования.
Цена – мера
и регулятор равновесия между спросом и предложением на тур. рынке. Это основной
критерий выбора турпродукта для большинства потребителей и поэтому в первую
очередь она влияет на объем продаж.
На уровень
цен могут оказать влияние факторы:
-
цены на услуги поставщиков туруслуг (гостиницы, транспорт);
-
цены на услуги, предоставляемые конкурентами на рынке;
-
колебания в спросе;
-
сезонность;
-
психологические факторы, связанные с модой, престижем и т.д.
Тур. рынок – это рынок
услуг. Он имеет свои специфические особенности:
1) тур.
услуги неосязаемы, т.е. их нельзя потрогать, попробовать;
2) тур.
услуги теряются во времени;
3) качество
отдельных услуг в составе тура может меняться;
4) имеется
разрыв во времени между фактом оплаты турпродукта и фактом его потребления;
5) сезонные
колебания.
Основными факторами,
влияющими на тур. рынок, являются: природно-экологические (хороший климат,
наличие красивых ландшафтов), социально-экономические, политические,
демографические.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Туннелепрокладчик в бунтах хлопка-сырца
Тузлуковщик шкур (Выпуск №49 ЕТКС )
Трудоустройство осужденных к принудительным
работам
Тушение лесных пожаров
Тюрьмы - ст.130 УИК РФ
Тянульщик кож
|