Т.А. Фролова
Аудит
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
4.5. Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Основная цель проверки – установить соответствие
совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему
законодательству и достоверность отражения этих операций в бух. отчетности.
Согласно основной цели аудитору в первую очередь
необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками,
правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому
смыслу совершенных сделок. При этом все сделки можно разделить на 2 группы:
1)
расчеты с поставщиками. Основные формы договоров – купли-продажи,
поставки, энергоснабжения, мены;
2)
расчеты с подрядчиками. Основные формы договоров – подряда, возмездного
оказания услуг, на выполнение НИОКР.
В ходе аудита подлежат проверке:
а) поступление ТМЦ (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе
неотфактурованные поставки и поставки, обеспеченные векселями;
б) выставленные поставщикам и подрядчикам претензии;
в) списанные безнадежные к взысканию долги;
г) выданные авансы и полученные коммерческие кредиты.
При этом особое внимание должно быть уделено
просроченной задолженности и задолженности с истекшим сроком исковой давности.
Аудитору следует выяснить причины возникновения такой задолженности и уточнить,
какие меры были приняты к ее взысканию. При наличии дебиторской задолженности
необходимо установить дату и причину ее возникновения.
В случае, если среди контрагентов предприятия есть
поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную валюту, следует
выяснить, как велся учет курсовых разниц, и уточнить, производился ли пересчет
остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на отчетную дату.
Основные источники информации для проверки данного
раздела учета: договоры с поставщиками и подрядчиками, счета-фактуры,
таможенные декларации, накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ;
документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах),
журналы регистрации счетов-фактур, книга покупок, регистры аналитического и
синтетического учета.
Типичные ошибки:
1.
В части организации первичного учета:
- арифметические ошибки при фиксировании оперативного факта (при
измерении количества, веса, размеров);
- несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации;
- регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной
формы;
- отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую
силу;
- нарушения, допущенные при оформлении первичного документа (заполнение
средствами, не допускающими их долговременное хранение, нарушения при внесении
исправлений);
- отсутствие графиков документооборота;
- ошибки при регистрации документа (количественные или качественные
расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры);
- несвоевременная регистрация документа в учетном регистре.
2. В части организации бухгалтерского и налогового учета:
- перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому
контрагенту (Д-т 60 К-т 60 субсчет «Авансы выданные» или 76);
- несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчислением
сроков исковой давности(Д-т 91 К-т 60);
- возмещение входящего НДС по неотфактурованным поставкам;
- отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ (работам,
услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым
поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете показателями;
- возмещение входящего НДС по поставкам, обеспеченным выданными
организацией собственными векселями;
- несвоевременное предъявление претензий поставщикам, отражение на счете
76 субсчет «Расчеты по претензиям» нереальных сумм;
- счетные ошибки при исчислении курсовых разниц;
- неправильное отражение на счетах суммовых разниц;
- списание безнадежного долга на счет прочих доходов и расходов при
наличии ранее образованного резерва под эту задолженность;
- неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет
резерва по сомнительным долгам либо за счет внереализационных расходов (Д-т 63
или 91 К-т 60 субсчет «Авансы выданные»);
- отсутствие аналитического учета по поставщикам, неоплаченным в срок
расчетным документам, неотфактурованным поставкам, авансам выданным, выданным
векселям
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Аудит учета ОС и НМА
Аудит учета МПЗ (Фролова Т.А., 2009)
Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
Аудит. Список рекомендуемой литературы
Аудитор (Квалификационный справочник)
Аудиторские стандарты
|